Кто прав в споре о человеке и правде в пьесе М.Горького «На дне»?
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Кто прав в споре о человеке и правде в пьесе М.Горького «На дне»?.
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!В пьесе "На дне" одной из ведущих проблем, представленных Горьким, явился скрытый конфликт идеалогий людей, надеющихся на помощь от Бога и тех, для кого человеческие руки и разум - единственно верная возможность ухода со дна. Автор задаётся вопросом - что есть настоящая правда для человека - жизнь в иллюзиях и вере или жизнь без прикрас, со всей её необратимой реальностью и трудностями?
Такой серьёзный, значимый спор о человеке и его предназначении поднимается в стенах ночлежки - "подвала, похожего на пещеру". Обвалившаяся штукатурка, некрашеная и грязная мебель, изодранная картонка, словом, вся эта обстановка, такая убогая и непригодная для житья, была выбрана Горьким не случайно. Он поставил перед собой цель показать жизнь всей России на рубеже 18 и 19 века.
Но такая грязнь была отнюдь не только в ночлежке, но и в душах её обитателей. В месте, в котором одновременно жили шестнадцать человек, никогда не могло стихнуть внутреннее напряжение героев, что и стало почвой для их ежедневных споров, насмешек и ругани.
И вот в такой накаленной обстановке, среди ожесточенных людей появляется странник Лука, который уже с первых минут своего нахождения в ночлежке произносит добрые и ласковые слова: "Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха - не плоха: все - черненькие, все прыгают..." Лука как-будто принес с собой тепло и уют, поэтому неудивительно, что к нему начинают тянуться измученные и уставшие люди.
"Занятный старичишка" стремится помочь героям в соответствии со своей верой. "Ты потерпи ещё!", "Ты - надейся!" - такие фразы исходят из его уст. Главным образом, он стремится успокоить, утешить людей, придать им внутренних сил. Кроме того, Лука не навязывает своё мирровоззрение кому-либо, и таким образом, на вопрос "есть ли Бог?" отвечает: «Коли веришь — есть; не веришь — нет».
Сам Горький оценивал своего героя как жулика, который мог дать только лишь красивые, добрые и жалостливые слова, но никакой реальной помощи от него ожидать не стоило. Моё же мнение на этот счёт немного иное. Я считаю, что не нужно человеку приносить всё на блюдечке - он должен с помощью своих сил выбираться со дна. Так, например, показателен диалог Луки с Актёром. Когда Лука указывает Актёру на путь возвращения к трезвой жизни, который предполагает первым делом собственный отказ от алкоголя, а уже потом поиск лечебницы, Актёр слышит лишь слова о чудо - лечебнице с мраморными полами. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Это доказывает то, что герой просто-напросто не готов прикладывать свои усилия, и вины Луки в этом нет совершено никакой.
Идейным противником Луки в пьесе "На Дне" является Сатин, который в сравнении с другими обитателями ночлежки является человеком на порядок начитаннее и принципиальнее. Для Сатина "Человек! Это звучит гордо." Герой видел человека свободным и достойным уважения. В своём монологе он призывал "не жалеть...не унижать его жалостью...!"
Позиция Сатина резко контрастирует с позицией Луки, несмотря на то, что именно Лука сподвигнул его на монолог. Конфликт между двумя этими героями, хоть он и неявный, заключается в столкновении идей хритианского гуманизма с идеей человеческого божества.
Кульминацией этого конфликта является монолог Сатина, устами которого, как известно, говорит сам Горький. "Ложь - религия рабов и хозяев...Правда - бог свободного человека!" - вот она, главная идея, которую он пытается донести. Автор верит в человека, в его разум, силу и способность изменить всё своими руками, поэтому он категорически против проявления жалости к человеку. Конечно, идеи Горького не исключают сочувствия к людям, однако, для него сеять в людях иллюзии и слепые надежды - это не просто бессмысленно, но и неправильно.
Помимо крайних позиций Луки и Сатина, в произведении проглядывается философия Бубнова, которая резко отличается от первых двух. Когда-то разочаровавшись в жизни, Бубнов обозлился на весь мир, стал циничен, и в конце концов приобрел очень низкое мнение о роде человеческом. Своими действиями по отношению к другим героям, многочисленными насмешками и скептицизмом, Бубнов разрушает в людях остатки веры и надежды.
После всех неудач в жизни, у Бубнова сложился свой взгляд на происходящее. Теперь он считал абсолютно бессмысленной людскую жизнь: всё равно все рано или поздно умрут, так зачем растрачивать себя на веру во что-либо, будь это хоть человек, хоть Бог? "Люди живут…как щепки по реке плывут…Строят дом, а щепки – прочь" - говорит он.
Таким образом, можно сказать, что суть образа Бубнова состоит в том, чтобы указывать людям на суровую правду жизни, обнажать перед ними тяжелую реальность.
В итоге, можно делать вывод о том, что в пьесе Максима Горького "На дне" представлены три вида правды: Луки, Сатина и Бубнова. Однозначно оветить на вопрос, кто из них всё-таки прав, нельзя. Можно лишь выбрать для себя позицию героя, которая больше чем остальные соответствует собственным понятиям о правде. Однако, нельзя не подчеркнуть, что и грубая правда Бубнова, и утешения Луки унижают людей. И только пылкий монолог Сатина наполнен верой в Человеческую силу и призывом к действию.
Полезный материал по теме: