Критики о цикле По Руси
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Критики о цикле По Руси.
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!Критика отмечала, что в цикле «По Руси» органически слились особенности писателя — жизнеутверждающее настроение и социальный протест: «Радостным, утверждающим жизнь является его творчество, согретое беспокойным стремлением исправить, перестроить, переделать все окружающее».
Эмоционально выразила свои впечатления от чтения этих рассказов видная деятельница социалистического движения А. М. Коллонтай. Она писала Горькому в начале мая 1913 года, что про читала его рассказы «и точно напилась живой воды из источника свежего, истинного вдохновения какое наслаждение читать Вас после всего, что пишут и печатают А язык Ваш, несравненный язык, где каждое слово — точность и образность, хочется поблагодарить Вас за то наслаждение, которое дает Ваше творчество».
После выхода в свет цикла «По Руси» в 1915 г. Горький в 1915—1917 гг. продолжал писать автобиографические рассказы, время действия которых тоже относилось к 1880—1890 годам. Впрочем, некоторые из них были написаны одновременно с первыми одиннадцатью. Так, по свидетельству самого писателя, «Страсти-мордасти» были закончены еще на Капри, в 1913 г.
В 1923 г. все рассказы были объединены в один сборник. Это объединение расширяло рамки изображаемой жизни России, углубляло представление о герое-рассказчике, «проходящем», расширялись хронологические рамки формирования его характера и мировосприятия: в рассказе «Гривенник» он предстает перед читателем тринадцатилетним мальчиком, а в рассказе «Вечер у Шамова», действие которого относится к 1893—1894 годам, он уже начинающий писатель, человек, обогащенный своими недавними странствиями по Руси.
Но рассказы, написанные в период 1915—1917 годов, имели и свои особенности. Создавались они в канун революции. Вопрос о революции, ее необходимости и неизбежности был давно решен Горьким положительно и бескомпромиссно. В 1913 г. Горький вернулся в Россию и сам был свидетелем растущего революционного накала. Но в то же время его очень беспокоила известная инертность обывательской среды.
Эту тему Горький затрагивает в ряде рассказов. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Очень ярко раскрыта она в рассказе «Тимка». В герое рассказа, Тимке, рассказчика поражает удивительное равнодушие как к окружающим, так и к самому себе. Он «не видит, не понимает горя людей, окружающих его, и когда я, — говорит герой-рассказчик, —с трудом навожу его на беседу о жильцах Хлебникова, он равнодушно отталкивает меня ленивыми словами < ...> сам Тимка никуда не хочет идти, ни о чем не тоскует и, кажется, не думает ни о чем».
Но оказывается, что этот человек, равнодушный и безразличный ко всему и прежде всего к самому себе, одарен. И как ни парадоксально, в нем живет особая чуткость к человеческой душе, к человеческой судьбе. Но проявляется она не по отношению к окружающей жизни и людям, а в мире песен. Его песни полны жизни, в них «всегда кто-то куда-то идет, кого-то любит, и все люди песен — разбойники, девицы, бурлаки — такие хорошие, вдумчивые». Тема несоответствия жизни героя и его внутренних возможностей была затронута уже в «Ледоходе», но теперь она особенно привлекает внимание писателя, и меняется акцент изображения. В «Ледоходе», обнаружив «крылатость» души Осипа, «наблюдающий» чувствует романтическую приподнятость, здесь же рассказчик испытывает скорее чувство досады. Ведь возможности Осипа проявились в общественно значимом поступке, здесь же одаренность проявляется в сфере, далекой от социально-конкретной действительности. Писатель не оправдывает Тимку, но и не осуждает, так как пассивность и равнодушие Тимки — следствие его тяжелой, безрадостной, бесперспективной, отупляющей жизни. Мотив фатализма, примирения со своей исковерканной судьбой звучит и в рассказе «Светло-серое с голубым». Уличная девушка рассказывает о себе. Она примирилась со своей судьбой, так как жизнь для нее полна безысходности: «Разве всех накажешь, которые виноваты?» Однако через эту безысходность просвечивает ее живая душа — ее тяга к нормальной жизни, к красоте.
Источники:Горький А. М По Руси; Хозяин/Предисл. и прим. Е. А. Тенишевой.— М., Правда, 1986. — 480 с., ил. Аннотация:Рассказы, составившие цикл «По Руси», занимают важное место в творчестве Горького. Русь лредстает перед читателем и в ее географическом размахе, и в разнообразии социальных категорий, и в разнообразии индивидуальных характеров.
В книгу вошла также повесть «Хозяин». В ее основе лежат конкретные факты, свидетелем которых был автор.
Полезный материал по теме: