«Каменный гость». Анализ трагедии (Часть I)
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать «Каменный гость». Анализ трагедии (Часть I).
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!Герой пушкинской трагедии Дон Гуан – герой не новый литературе. Образ Дон Жуана зафиксирован в ряде европейских легенд, в пьесе Тирсо де Молина, в комедии Мольера, в опере Моцарта и т. д. Иными словами, Пушкин разрабатывает готовую европейскую тему. Что же нового внес русский национальный поэт в ее трактовку?
Дон Гуан Пушкина не «оскорбитель святынь», это человек эпохи Возрождения.
Но полнота его бытия – призрачна. Все богатство личности реализуется только в любовных отношениях. Мы не можем не сочувствовать этому герою: для обрисовки его образа Пушкиным использовано много интимных красок.
А. Ахматова в статье о «Каменном госте» говорит, что пьеса объясняется биографией поэта. Пушкин творит ее, находясь на границе двух этапов, в переломный момент между своей прежней жизнью Дон Жуана и новым для него ощущением – настоящей любви.
В трагедии присутствуют два типа понимания и отношения к любви (что уже встречалось у Пушкина в «Бахчисарайском фонтане» в образе двух его героинь – Заремы и Марии). Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Это не только два момента биографии Пушкина, но два исторических типа любви. Первый тип реализуется в образе Лауры (кстати, этого персонажа не было ни у одного из предшественников Пушкина). Лаура – это страсть, не связанная с глубиной человеческой личности, только форма проявления чувства. И в этом Лаура – двойник Дон Гуана. Об этом типе людей С. Кьеркегор говорит: «Дон Жуан – соблазнитель, он обладает не душевной любовью, а чувственной». В Лауре живет любовь, в которой нет человеческого начала, ей все равно, кого любить. Такая страсть не предполагает широкого взаимообогащения. И Лаура – всего лишь служительница чувственной любви. Она преступает все нравственные границы. Любовь для Лауры, как искусство для Сальери, не связана с остальной жизнью, со всей ее широтой.
Таким образом, оказывается, что самая сильная страсть не есть гениальная любовь.
Источник: Творчество А. С. Пушкина: Лекции проф. И. А. Дергачева в записи его учеников. Екатеринбург: УрГУ, 1999. 136 с.
Полезный материал по теме: