Сочинение-рассуждение Как в пьесе А.П.Чехова раскрывается тема времени?

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение-рассуждение Как в пьесе А.П.Чехова раскрывается тема времени?.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» » Сочинение-рассуждение Как в пьесе А.П.Чехова раскрывается тема времени?

Тема времени одна из главных (если не главная) тема, звучащая в пьесе А.П. Чехова "Вишнёвый сад". Это произведение - не только история об упадке нравов дворянской семьи, разрушении и растлении усадебной жизни, о приходе новой исторической эпохи в виде хищников-предпринимателей, но и картина жизни в целом, во всей её быстроте и мимолетности. Время в данной пьесе, наравне с образом-символом в виде вишнёвого сада, является главным "действующим лицом", объединяющим всех остальных героев.



В произведении на протяжении всего действия неоднократно повторяется мотив времени. Герои постоянно обращаются к часам, к своим воспоминаниям, предаются размышлениям о будущем. Но каждый из действующих лиц ведёт это "общение" со временем по-своему. В связи с этим можно классифицировать героев пьесы на три группы образов по их взаимоотношениям со временем: персонажи прошлого, настоящего и будущего.


Герои прошлого: Гаев, Раневская, Фирс. Они постоянно обращаются к воспоминаниям о прошлой жизни в усадьбе (Фирс: "В прежнее время, лет сорок-пятьдесят назад.."), Гаев и Раневская часто думают о детстве: "когда мы с тобой, сестра, спали в этой комнате..", "Ты помнишь? Не забыла?", "О, моё детство, чистота моя!". Раневская же, преисполненная этой ностальгии, витая в прошлом, словно "выпадает" из реальности, живёт во сне и видит обманчивые видения: "Посмотрите, покойная мама идёт по саду..". Об этом "застревании" в прошлом, в детстве, словно говорит за героев их детская наивность, безответственность, отсутствует какой-либо намёк на взрослость. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.


Раневская бездумно тратит деньги вроде как от чистого сердца, но при этом не способна позаботиться о дочерях. Гаев даже, как настоящий ребёнок, постоянно ест леденцы. Героями же будущего можно считать Петра Трофимова и Аню, которая поддерживает студента во всех его репликах. Петя постоянно в своих монологах устремлён к высоким философским целям: "..мы выше любви!", "человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным", "мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!". Трофимов философствует, но здесь, в настоящем, также недееспособен, как и Гаев с Раневской. И на нём, как и на этих героях, время тоже оставило свой отпечаток: "Что же, Петя? Отчего вы так подурнели? Отчего постарели?". Он и выглядит не молодо, потому что живёт там, в будущем.



И главный герой настоящего - сам Лопахин, живущий насущными вопросами и проблемами. В ремарках, касающихся этого героя, часто акцентируется внимание на то, что Лопахин смотрит на часы. Он следит за временем, за датами, за событиями: "Который час?", "Напоминаю вам, господа: двадцать второго августа будет продаваться вишневый сад", "Да, время идет", "Мне сейчас, в пятом часу утра, в Харьков ехать". Лопахин обращается и к прошлому, но не живёт им, как Гаев и Раневская ("помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати", "я купил имение, где дед и отец были рабами"), и к будущему ("настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь…"), охватывает собой всё время, но волнует его только настоящее, он творит свою жизнь здесь и сейчас. Он использует прошлое, чтобы создать настоящее, как фундамент для будущего, в то время как остальные герои "застряли" либо в прошлом, либо в будущем, неприспособленные к жизни в действительном времени, к изменениям, не готовые к решительным поступкам. И только Лопахин требует действий: "Надо окончательно решить - время не ждёт". Но пусть Лопахин и живёт настоящим, наиболее близок к реальности, он всё равно, как и остальные герои, безволен - он не может решиться сделать предложение для Вари и избегает этого.



Также в пьесе подчёркивается и быстротечность времени. Как минимум, это можно увидеть в построении диалогов: фразы героев сбивчивые, часто высказываются совершенно невпопад ("враздробь"). Каждый слушает себя и как будто не желает и не успевает услышать другого. Создается некоторая иллюзия общения, иллюзия реальности происходящих действий. И в этой быстроте наиболее очевидным становится и одиночество каждого из героев.



Герои, живя воспоминаниями или планами, не только не обращены друг к другу, но и не замечают присутствия смерти. Даже, казалось, комичный монолог Гаева о шкафе, затрагивает тему "вещь-человек", тему бессмертия: "Этому шкафу сто лет!", "Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости..". Комизм очевиден - при таком уважительном обращении к шкафу, неодушевленному предмету, Гаев безответственен в отношении к родным людям. Но и ещё более страшный комизм в другом. Вещи, как часть пространства, неотделимы и от времени, его молчаливые свидетели - это создаёт иллюзию вечности вещи, её бессмертия. И потому на их фоне наиболее ярко выражена и быстротечность человеческой жизни, её краткосрочность - комичный монолог всё более предстает трагичным. Это ещё больше усиливает звучание в пьесе темы жизни и смерти, вечного и мимолётного.



Эту быстроту невольно замечают герои пьесы уже только в самом её конце. Эту пустоту, холод (спутников смерти) можно увидеть в ремарке: "Нет ни занавесей на окнах, ни картин, осталось немного мебели, которая сложена в один угол, точно для продажи. Чувствуется пустота", - очевиден конец праздника жизни. Герои подмечают: "А жизнь, знай себе, проходит", "Да, жизнь в этом доме кончилась". Оставшийся в запертом доме Фирс, ложась, вздыхает: "Жизнь-то прошла, словно и не жил". И всему этому сопутствует за окном стук топора, который является не чем иным, как стуком времени. Философия пьесы выходит за сюжетно-событийные рамки гораздо дальше, чем проблема социального характера - конфликт барства и предпринимательства. Во всём действии звучит тихий диалог со смертью, со временем, который даёт читателю повод задуматься о суетности, быстротечности и, конечно же, смысле нашего пребывания на земле.




Полезный материал по теме:
  1. Как в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» раскрывается тема времени?
  2. Тема времени в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»
  3. Как раскрывается тема маленького человека?
  4. Как раскрывается тема любви в произведениях И.С. Тургенева?
  5. Как проявляется новаторство драматургии А.П. Чехова в пьесе «Вишнёвый сад»?


Сочинение-рассуждение Как в пьесе А.П.Чехова раскрывается тема времени? Стр. 1
Сочинение-рассуждение Как в пьесе А.П.Чехова раскрывается тема времени?
ЕГЭ
Стр. 1
Сочинение-рассуждение Как в пьесе А.П.Чехова раскрывается тема времени? Стр. 2
Сочинение-рассуждение Как в пьесе А.П.Чехова раскрывается тема времени?
ЕГЭ
Стр. 2
Отправить на email или скачать Сочинение-рассуждение Как в пьесе А.П.Чехова раскрывается тема времени? можно с помощью кнопок ниже.

Похожие сочинения