Чацкий - герой эпохи декбристской поры
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Чацкий - герой эпохи декбристской поры.
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!Образ Чацкого тесно связан с двумя конфликтами: общественным и любовным, которые тесно переплетаются друг с другом. Проследим, как развивается действие пьесы и как раскрывается образ Чацкого.
После трёх лет странствия Чацкий возвращается в Москву в дом Фамусова только ради Софьи. Два обстоятельства одинаково удивляют его. Во-первых, он поражён красотой Софьи. «Как Софья Павловна у вас похорошела!» - в рассеянности говорит он Фамусову.
Любовь молодого человека разгорается сильнее. Но более всего вызывает недоумение героя холодность девушки. Она уже не смеётся над его остротами и шутками, у неё «лицо святейшей богомолки». Загадка Софьи мучает Чацкого: не влюблена ли она, а сели влюблена, то в кого. Все силы души уходят на разрешение этих вопросов. Но постепенно любовный конфликт перерастает в общественный. Чацкий – умный человек и не собирается вначале высказывать свои взгляды перед людьми, которые его не поймут. Но как человек крайне эмоциональный, к тому же влюблённый, он не может молчать, когда его задевают за живое. Он искренен, открыт, не умеет скрывать своих чувств, в отличие от Молчалина. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Фамусов ставит перед Чацким условия, при выполнении которых молодой человек будет иметь право претендовать на роль жениха его дочери:
Сказал бы я во-первых: не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А, главное, поди-тка послужи.
Что же называет Павел Афанасьевич «блажью»? Позднее из диалога Чацкого и Молчалина мы узнаём, что Александр Андреевич служил в Петербурге, занимал высокий пост. Вот как об этом говорит Молчалин:
Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,
Из Петербурга возвратясь,
С министрами про вашу связь,
Потом разрыв…
Причина этого «разрыва» заключается в том, что Чацкий предпочитает «служенье делу, а не лицам». Фамусов осуждает сына своего покойного друга за то, что тот не служит, ведь именно в службе Фамусов находит способы добывания земных благ. А Чацкий, по мнению Фамусова, человек умный, «и славно пишет, переводит», и «с этаким умом» мог бы достичь «степеней известных», но молодой человек вышел в отставку, не находя пользы в службе. «Блажью», очевидно, Фамусов считает и то, что Чацкий именьем управляет «оплошно», то есть перевёл своих крестьян с барщины на оброк, и, как сказано в романе Пушкина «Евгений Онегин», «раб судьбу благословил», но другие помещики, защитники «века минувшего», были недовольны таким решением Чацкого.
Фамусова раздражает ответ Чацкого:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Павел Афанасьевич выходит из себя и разражается целым монологом, в котором он поёт дифирамбы своему покойному дяде Максиму Петровичу, ставя его в пример «неразумному» молодому человеку. За что же так восхваляет своего дядю Фамусов?
Во-первых, за то, что
… он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;
Век при дворе, да при каком дворе!
Каким же способом екатерининский вельможа добился такого почёта при дворе? Фамусов, словно нарочно поддразнивая своего бывшего воспитанника, рисует картину низкопоклонства, раболепства. С удовольствием поведал он Чацкому историю троекратного падения Максима Петровича, словно вызывая молодого человека на «поединок». Сначала дядя Фамусова случайно оступился «при куртаге», то есть на званом придворном вечере, упал, заохал, «голос хрипкой», но, увидев, что императрица «изволила» смеяться,
Упал вдругорядь – уж нарочно.
Услышав, что хохот «пуще», «прыткий старичок» упал ещё раз нарочно, «отважно жертвуя своим затылком». Его не смущает роль шута, ведь таким способом он достигает почёта при дворе, богатства и орденов.
Чацкий, естественно, принимает вызов Фамусова и начинает беспощадно «бранить» «век минувший». Он убеждён, что сейчас другое время, что никто уже не согласится быть скоморохом, «держит стыд в узде». Чацкий убеждён, что в «век нынешний» «вольнее всякий дышит», что каждый сам решает, чем ему заняться: науками, искусством, сельским хозяйством, а служба при дворе не обязательна. Но Фамусов воспринимает слова Чацкого как «крамольные», даже затыкает уши, чтобы не слышать этого «карбонария». Но всё-таки Чацкий в этом монологе настроен миролюбиво, он не собирается ссориться с Фамусовым.
А теперь разберёмся, почему умный Чацкий терпит поражение в любви и ему достаётся «мильон терзаний».
Уже из экспозиции, из разговора Софьи и её служанки Лизы мы узнаём, что когда-то, три года назад, Софья и Чацкий любили друг друга. Но теперь свою прежнюю влюблённость дочь Фамусова называет «ребячеством». Очевидно, девушка оскорблена внезапным отъездом Чацкого и тем, что за три года своего путешествия он не написал ни строчки. Теперь идеалом Софьи становится антипод Чацкого, «враг дерзости» Молчалин. Софьей двигает «энергия заблуждения», она принимает Молчалина не за того, кто он есть на самом деле. В её глазах секретарь отца – праведник, робкий, скромный, тихий, безмолвный молодой человек, которого она берёт под свою защиту, мечтает о покровительстве над ним, он её избранник. То ли Софья молода и неопытна, начитавшись французских романов, она видит в Мочалине героя сентиментальных романов; то ли Молчалин так хитёр и так мастерски разыгрывает роль влюблённого, что Софья не видит обмана и лицемерия.
Беда Чацкого заключается в том, что он, как все пылкие влюблённые, слеп и находится в плену своих убеждений, Он даже и не подозревает, что мог обидеть Софью своим внезапным отъездом и трёхлетним молчанием. Он не может поверить в то, что Софья предпочла ему «глупого» Молчалина. Слушая откровенные признания Софьи, он думает, что Софья шутит: «Шалит, она его не любит».
Кульминацией любовного и общественного конфликта можно считать бал в доме Фамусова, когда со стремительной быстротой распространяется клевета о сумасшествии Чацкого, и, что самое печальное, источником этой сплетни стала Софья. Софья была оскорблена резким отзывом Чацкого о предмете её любви Молчалине. Расстроенная сравнением Молчалина с мошенником Загорецким, девушка лишь обмолвилась: «Он не в своём уме». Но Г. Н. готов поверить в сумасшествие Чацкого, и девушка сознательно подтверждает эту мысль, чтобы наказать молодого человека, чтобы он почувствовал себя на месте тех, кого он высмеивает.
Никто из гостей Фамусова не поверил в сумасшествие Чацкого, но все радостно подхватили эту мысль. Почему это так? Чацкий своими колкими замечаниями успел настроить всех против себя. Клевета объединила всех представителей «фамусовского общества».
Чацкому досталась в комедии, по выражению И. А. Гончарова, роль «страдательная». Он покидает Москву, так как «сломлен количеством старой силы». Но он не побеждён, так как не изменил своих взглядов, остался верен своим убеждениям. «Один в поле не воин», - гласит русская пословица. В своей статье «Мильон терзаний» Гончаров утверждает, что если это Чацкий, то воин. Жизнь не стоит на месте, она движется вперёд, Чацкий прокладывает путь в будущее, и новое обязательно победит старое.
Полезный материал по теме: