Анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим…»
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим…».
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…»
1. История создания стихотворения Ф. И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…» и его место в лирике поэта.
Стихотворение Ф. И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…» написано в 1851 году и входит в так называемый «денисьевский цикл».
«Денисьевский цикл» (название не авторское) посвящён Елене Александровне Денисьевой.
В 1850 году 47 – летний Тютчев познакомился с двадцатичетырёхлетней Денисьевой, подругой своих дочерей. Четырнадцать лет, до самой смерти Елены Александровны, длился их союз, родилось трое детей. Поэт жил двойной жизнью, так как не мог оставить свою семью и жену. Денисьева умерла от чахотки в 1864 году, поэт винил себя в её смерти. При жизни Денисьева страдала, так как аристократический круг осудил её незаконную любовь и отвернулся от неё. Стихи Тютчева, посвящённые Денисьевой, вошли в сокровищницу мировой любовной лирики. Несомненно, цикл несёт автобиографический характер: стихийная незаконная страсть, страдания и муки любимой, её болезнь и умирание, отношение общества к незаконному союзу. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Но факт отторжения обществом героини усилен, придавая ей трагический и романтический характер. В реальной действительности Денисьева посещала светские вечера и не все её осуждали.
2. Тема и идея стихотворения «О, как убийственно мы любим…».
В стихотворении раскрывается тема любви. Идею лирического произведения помогает понять следующий лексический ряд: «убийственно… любим», «в буйной слепоте страстей», «при первой встрече роковой», «судьбы ужасным приговором», «губим». Любовь – это «поединок роковой», как написал поэт в стихотворении «Предопределение». Любовь – это стихийная роковая сила, которой невозможно противостоять, которая приносит любящим страдания.
3. Лирический сюжет.
Лирический сюжет развивается с нарушением хронологической последовательности. Сначала лирический герой выводит общий закон любви, который заключается в том, что люди чаще всего губят тех, кто милей всего их сердцу. Затем он обращается к началу любви, к своей «победе» над любимой, над её сердцем. Но спустя год лирический герой с горечью осознаёт, что он принёс возлюбленной одни страдания. Он снова обращает свой взгляд в прошлое, в момент первой «роковой встречи», когда любимая была прекрасной, «младенчески-живой». Лирический сюжет снова движется к настоящему, в котором лирическая героиня утратила свою красоту, а её существование превратилось в «жизнь отреченья, жизнь страданья».
4. Образ лирической героини.
В образе лирической героини ведущим является мотив страдания. Детали портрета героини говорят об «убийственности» любви: нет «роз ланит», исчезли улыбка уст и блеск очей. Мотив краткости, мгновенности любви: сон любви – «мимолётный гость», мотив жестокости и неотвратимости судьбы: «Судьбы ужасным приговором // Твоя любовь для ней была». Образ героини сопровождает мотив толпы, которая «в грязь втоптала // То, что в душе её цвело». Любовь для героини: «судьбы ужасный приговор». «незаслуженный позор», а её жизнь – это «жизнь отреченья, жизнь страданья».
5. Образ лирического героя.
С образом лирического героя связан мотив его вины перед возлюбленной, здесь он ведёт диалог с самим собой, словно подводя итог году любви. Мотив «убийственной любви» усилен с помощью кольцевой композиции, которая подчёркивает диалектическую противоположность любви: «Мы то всего вернее губим, // Что сердцу нашему милей!». Определение любви даётся афористично: «в буйной слепоте страстей».
6. Художественные средства в создании образов.
Портрет лирической героини создаётся с помощью антитезы. Во время первой «роковой» встречи у неё были «волшебны взоры, речи // И смех младенчески- живой». Образу чистой, невинной девушки с волшебными взорами и младенчески-живым смехом противопоставлена героиня, которая через год безумных страстей утратила «улыбку уст и блеск очей». Теперь её померкнувшая красота показана с помощью метафор: «Всё опалили, выжгли слёзы // Горючей влагою своей». Двойной эпитет, излюбленный приём Тютчева, создаёт образ чистой, живой, непосредственной, невинной девушки, не знающей страданий и роковых страстей. Но этот прекрасный сон был недолговечен, он был мимолётным гостем, словно северное лето. Антитеза использована и в изображении противостояния героини и толпы: «Толпа, нахлынув, в грязь втоптала // То, что в душе её цвело». Здесь противопоставлены цветущая, нежная душа героини и грубая толпа, которая втаптывает её душу в грязь. Риторические вопросы и восклицания усиливают эмоциональность поэтической речи. Метод «двойного портретирования», который характерен для романов Достоевского, позволяет увидеть, какие стремительные изменения произошли с лирической героиней, свидетельствующие о её муках и страданиях: «Куда ланит девались розы, // Улыбка уст и блеск очей? // Всё опалили, выжгли слёзы // Горячей влагою своей». Любовь для героини: «судьбы ужасный приговор». «незаслуженный позор», а её жизнь – это «жизнь отреченья, жизнь страданья». Внутреннее состояние героини раскрывает следующий лексический ряд: «на земле ей дико стало», «очарование ушло», «от долгого мученья», «боль злую, боль ожесточенья, // Боль без отрады и без слёз!» Лексический повтор слова «боль» призван усилить мотив страданий героини, которая по накалу страстей и импульсивности не уступает героине романа Достоевского «Идиот» Настасье Филипповне.
7. Размер стихотворения, рифма, строфика.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, самым излюбленным размером русской классической лирики 19 века, придающим особую музыкальность, ясность и прозрачность поэтической речи. Женская и мужская рифмы чередуются, способ рифмовки перекрёстный: любим – губим; страстей – милей. Стихотворение написано катренами (четверостишиями), всего 10 катренов.
8. Эмоциональная тональность стихотворения.
Эмоциональная тональность стихотворения возрастает от начала к концу. Множество риторических вопросительных и восклицательных предложений придают речи особенную экспрессивность. В стихотворении раскрываются самые разнообразные чувства: горечь, страдание, вина, оскорблённая гордость, «злая боль ожесточенья».
Стихотворение производит большое впечатление накалом страстей, трагической историей любви, вызывает чувства сожаления и сострадания.
9. Картина мира, созданная в этом стихотворении.
В стихотворении Тютчев создаёт трагическую картину мира, картину сложных, драматических, противоречивых человеческих страстей. Любовь как основа человеческого бытия выступает в двух своих проявлениях: соединении душ и в их борьбе, «поединке роковом».
Полезный материал по теме: