Анализ стихотворения Державина «Лебедь»
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Анализ стихотворения Державина «Лебедь».
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!Стихотворение «Лебедь» написано в 1804 году. Известно, что в 1803 Гавриил Романович был полностью освобожден от государственной службы, он переехал в родовое имение и посвятил себя искусству слова. Так в его творчестве возобновляется тема поэта и поэзии. Стоит отметить, что стих «Лебедь» считается продолжением произведения «Памятник» написанного на восемь лет раньше.
Тема анализируемого произведения – вечность поэта и поэзии в обществе. Автор показывает, что истинная поэзия бессмертна, как и душа поэта, они живут в душах народа, раздаются с небес криком лебедя. Стихотворение относится к гражданской лирике, но есть в нем и интимные мотивы.
Образ лирического героя соединяет в себе две ипостаси – поэта и автора, его можно рассматривать не только как единичный, но и как сборный образ мастера слова. В стихотворении воспроизводятся последние дни жизни поэта, но он не умирает, а превращается в белого лебедя, чтобы, паря в небесах, увидеть весь мир. Г. Державин подает и саму картину превращения в лебедя, которому отводит один катрен: «И се уж кожа, зрю, перната // Вкруг стан обтягивает мой; // Пух на груди, спина крылата, // Лебяжьей лоснюсь белизной». Поэт надеется, что о нем узнают «славяне, гунны, скифы, чудь», составившие «род россов». Более того лебедь отвлечет внимание занятых «бранью» и помирит их. Державин создал идеальный, на его взгляд, образ поэта, такого, что говорит не умом, а сердцем и «проповедует мир миру».
Для превращения не зря выбран образ лебедя, ведь эта птица в русской и мировой культуре символизирует чистоту, мудрость, возрождение, гордое одиночеств, мужество и совершенства. В народе существует поверье, что душа может парить в небесах в образе гордой птицы. Это поверье отображено и в стихотворении «Лебедь». Лирический герой прямо заявляет, что он не умер в строках: «Супруга! облекись терпеньем! // Над мнимым мертвецом не вой».
Среди арсенала художественных средств, использованных в произведении, особое внимание привлекает метафора лебедя. Она охватывает весь стих от первой до последней строчки. Кроме этой метафоры, в тексте произведения используются и другие: «необычайным я пареньем от тленна мира отделюсь», «любимец муз», «не заключит меня гробница». Гораздо меньше в тексте эпитетов («тленный мир», «кожа перната», «спина крылата», «лебяжья белизна») и сравнений («как лебедь в воздух поднимусь»).
Гавриил Романович и в этом стихотворении не изменяет своему стилю, соединяя книжную и низкую разговорную лексику. В первых куплетах он полностью выдерживает книжный стиль, употребляя такие слова: тленный, врата, мытарства, гробница, прах и т.п. В последнем катрене появляются разговорные лексемы: погребенье, мертвец, вой (в значении «рыдать»).
Стихотворение «Лебедь» состоит из десяти катренов с перекрестной рифмой. Стихотворный размер – ямб, в некоторых строках с пиррихием. Интонация стихотворения плавная, как полет лебедя. Лишь в двух катренах используются восклицательные предложения, но они совсем не портят общую картину, лишь усиливая идейное звучание.
В десяти катренах «Лебедя» Г. Державин сумел охватить всю Россию от «Курильских островов до Буга, // от Белых до Каспийских вод» и показать, что поэты, которые говорят сердцем, бессмертны.
Понравилось школьное сочинение? А вот еще:
Анализ стихотворения Державина «Разлука»
Анализ стихотворения Державина «Водопад»
Анализ стихотворения Державина «Гром»
Анализ стихотворения Державина «Осень»
Тема анализируемого произведения – вечность поэта и поэзии в обществе. Автор показывает, что истинная поэзия бессмертна, как и душа поэта, они живут в душах народа, раздаются с небес криком лебедя. Стихотворение относится к гражданской лирике, но есть в нем и интимные мотивы.
Образ лирического героя соединяет в себе две ипостаси – поэта и автора, его можно рассматривать не только как единичный, но и как сборный образ мастера слова. В стихотворении воспроизводятся последние дни жизни поэта, но он не умирает, а превращается в белого лебедя, чтобы, паря в небесах, увидеть весь мир. Г. Державин подает и саму картину превращения в лебедя, которому отводит один катрен: «И се уж кожа, зрю, перната // Вкруг стан обтягивает мой; // Пух на груди, спина крылата, // Лебяжьей лоснюсь белизной». Поэт надеется, что о нем узнают «славяне, гунны, скифы, чудь», составившие «род россов». Более того лебедь отвлечет внимание занятых «бранью» и помирит их. Державин создал идеальный, на его взгляд, образ поэта, такого, что говорит не умом, а сердцем и «проповедует мир миру».
Для превращения не зря выбран образ лебедя, ведь эта птица в русской и мировой культуре символизирует чистоту, мудрость, возрождение, гордое одиночеств, мужество и совершенства. В народе существует поверье, что душа может парить в небесах в образе гордой птицы. Это поверье отображено и в стихотворении «Лебедь». Лирический герой прямо заявляет, что он не умер в строках: «Супруга! облекись терпеньем! // Над мнимым мертвецом не вой».
Среди арсенала художественных средств, использованных в произведении, особое внимание привлекает метафора лебедя. Она охватывает весь стих от первой до последней строчки. Кроме этой метафоры, в тексте произведения используются и другие: «необычайным я пареньем от тленна мира отделюсь», «любимец муз», «не заключит меня гробница». Гораздо меньше в тексте эпитетов («тленный мир», «кожа перната», «спина крылата», «лебяжья белизна») и сравнений («как лебедь в воздух поднимусь»).
Гавриил Романович и в этом стихотворении не изменяет своему стилю, соединяя книжную и низкую разговорную лексику. В первых куплетах он полностью выдерживает книжный стиль, употребляя такие слова: тленный, врата, мытарства, гробница, прах и т.п. В последнем катрене появляются разговорные лексемы: погребенье, мертвец, вой (в значении «рыдать»).
Стихотворение «Лебедь» состоит из десяти катренов с перекрестной рифмой. Стихотворный размер – ямб, в некоторых строках с пиррихием. Интонация стихотворения плавная, как полет лебедя. Лишь в двух катренах используются восклицательные предложения, но они совсем не портят общую картину, лишь усиливая идейное звучание.
В десяти катренах «Лебедя» Г. Державин сумел охватить всю Россию от «Курильских островов до Буга, // от Белых до Каспийских вод» и показать, что поэты, которые говорят сердцем, бессмертны.
Понравилось школьное сочинение? А вот еще:
Анализ стихотворения Державина «Разлука»
Анализ стихотворения Державина «Водопад»
Анализ стихотворения Державина «Гром»
Анализ стихотворения Державина «Осень»
Отправить на email или скачать Анализ стихотворения Державина «Лебедь» можно с помощью кнопок
ниже.