Сочинение-рассуждение Анализ духовного содержания стихотворения А. С. Пушкина «Странник»

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение-рассуждение Анализ духовного содержания стихотворения А. С. Пушкина «Странник».

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» » Сочинение-рассуждение Анализ духовного содержания стихотворения А. С. Пушкина «Странник»

Обратим внимание прежде всего на заголовок. В словаре С. И. Ожегова слово «странник» помечено как устаревшее, а значение его трактуется так: «Человек, странствующий пешком, обычно на богомолье. Значит, уже в самом заголовке содержится духовный, религиозный аспект.


Поэт делит своё стихотворение на пять частей, обозначая их римскими цифрами: это говорит о том, что он придавал большое значение смысловому членению произведения.


На наш взгляд эти пять частей соответствуют пяти этапам эволюции лирического героя.


Первая часть и всё стихотворение начинаются со слова «однажды», которое можно считать завязкой действия. А что же было с героем до этого момента? Очевидно, он покинул родной дом в целях преодоления духовного кризиса, дабы обрести смысл своего существования. Он долго странствовал «среди долины дикой», но это были скорее всего бессмысленные блуждания, не приводящие героя к истине. Здесь можно провести чёткую аналогию с другим стихотворением Пушкина, которое написано раньше и называется «Пророк», где герой, «духовной жаждою томим» «в пустыне мрачной … влачился». Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.


Влачился – значит еле-еле шёл, блуждал без всякой цели, не имея духовных сил, так как цель и смысл жизни ещё не открыты. Именно отсутствие цели и осознание своей греховности заставляют героя блуждать по пустыне дикой.


Что же произошло в результате длительного блуждания «странника»? Он почувствовал внезапную скорбь. Внутреннее состояние героя передаётся с помощью эпитетов: «великой» (скорбью), «тяжким» (бременем). Яркому раскрытию переживаний странника способствуют и метафоры: «объят» (скорбию великой), «подавлен и согбен» (тяжким бременем); «изливал» (души пронзённой муки». Сравнения создают полнокровный живописный образ погружённого в смятение и скорбь героя: «Как тот, кто на суде в убийстве уличён»; «метаясь как больной». Герой внезапно почувствовал свою греховность, отсюда сравнение с преступником, а сравнение с больным свидетельствует о нравственной болезни героя, о его духовной немощи.


Эмоционально-оценочная лексика помогает понять, какие сильные эмоции терзают путника: скорбь, тоска, вопли, муки души. Душа «пронзённая», её словно стрелы пронзили в момент сознания своей греховности. Завершается этот первый этап эволюции героя вопросами, которые он задаёт сам себе, не зная на них ответа:


«Что делать буду я? Что станется со мной?»


Второй этап начинается с возвращения странника домой. Возможно, он хочет обрести душевный покой у семейного очага. В душе он сетует на себя и на свою судьбу, на лице его написано уныние, непонятное близким. Именно эта отчуждённость, неспособность домашних понять его страдания и заставляет героя вначале скрывать свои мысли и чувства. Но скорбь его так велика, она теснит грудь и словно требует выхода, поэтому невольно он вынужден раскрыть перед домочадцами своё сердце. Его слова напоминают пророчества библейских ветхозаветных пророков, которые взывали к людям с мольбой о спасении души:


«О горе, горе нам! Вы, дети, ты, жена! —


Сказал я, – ведайте: моя душа полна


Тоской и ужасом, мучительное бремя


Тягчит меня. Идет! уж близко, близко время:


Наш город пламени и ветрам обречен;


Он в угли и золу вдруг будет обращен,


И мы погибнем все, коль не успеем вскоре


Обресть убежище; а где? о горе, горе!»


Пронзительный монолог героя имеет кольцевую композицию, он начинается и заканчивается стенаниями, выраженными в словах «о горе, горе!». Обращаясь к жене и детям, он раскрывает им свою душу, говорит о тоске и ужасе, объявших его, предупреждает о гибели в огне города. Он призывает близких к спасению, сам ещё не зная, где найти «убежище». Эмоциональность речи героя усиливается с помощью лексического повтора: «о горе, горе», «близко, близко время»; этому же способствуют ряды однородных членов, синтаксический параллелизм:


Наш город пламени и ветрам обречен;


Он в угли и золу вдруг будет обращен…


Во второй части с помощью аллегории показан мир житейских забот, который только отдаляет героя от спасения и жизненной цели; кроме того, здесь представлена аллегория спасения.


Третий этап показан как противостояние героя и близких людей, которые его не понимают и воспринимают как душевнобольного. Романтическое одиночество странника усиливается тем, что даже родные не могут его понять. Сначала «домашние» пришли в смущение и подумали, что «здравый ум» отца семейства расстроился, надеялись, что ночной сон поможет ему обрести целебный покой, «охолодят» «болезни жар враждебный», но и ожидания напрасны. Странник всю ночь плакал и вздыхал «и ни на миг очей тяжёлых не смыкал». Тогда «ближние» решили воздействовать на упрямца строгостью, с ожесточением пытались направить его «на правый путь», но из этого ничего не вышло: ни брань, ни презренье не подействовали на героя. Утомлённые диким плачем и речами «безумного», домашние отступились от него.


Четвёртый этап эволюции героя связан с главным событием в его судьбе – встречей с незнакомым юношей. Здесь тоже возникают аллюзии, связанные со стихотворением Пушкина «Пророк»: «И шестикрылый серафим на перепутье мне явился». Герой снова отправляется «бродить, уныньем изнывая». Он смотрит со страхом вокруг, так как боится предстать на Страшном суде со всеми своими грехами перед Господом. Сравнение:


Как раб, замысливший побег… -


отсылает снова к стихотворению 1834 года «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…», в частности, возникает авторская реминисценция:


Давно, усталый раб, замыслил я побег…


Лирический герой близок образу поэта. Это реалистический образ, с помощью которого показана эволюция характера. Герой решается на побег вопреки противодействию семьи и друзей, он сравнивает себя с путником, «до дождя спешащим на ночлег», называет себя «духовным тружеником». Спустя столетие прочитаем у Заболоцкого: «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь». Что означает выражение «влача свою веригу»? Опять вспоминается строка из «Пророка»: «В пустыне мрачной я влачился». Влачился – шёл медленно, еле-еле, без сил, не зная цели. Религиозное слово «вериги» в словаре С. И. Ожегова объясняется так: «железные цепи, надевавшиеся на тело с религиозно-аскетическими целями». Вериги в православии носили юродивые или некоторые монахи, которые стремились истязать, «умервщлять» свою плоть, совершая духовный подвиг. Веригами называют и духовное послушание. Например, святой Сергий Радонежский в одно время поставил перед собой задачу делать до полутора тысячи поклонов перед одной иконой. Но здесь может быть и переносное значение – ноша, сознательно принятая на себя с целью нравственного очищения и преображения. «Послушание» лирического героя Пушкина состоит в том, что он обрёк себя на одиночество и на скитания по диким местам. Странник – это человек, который глубоко осознаёт свою греховность и порочность, чувствует на себе Божье осуждение, поэтому он покидает общество и город, чтобы найти своё спасение. Нравственный выбор лирического героя обоснован психологическими и жизненными обстоятельствами.




Полезный материал по теме:
  1. Художественное своеобразие стихотворения А. С. Пушкина «Странник»
  2. Историческая, биографическая, культурная и литературная основа стихотворения А. С. Пушкина «Странник»
  3. Сопоставительный анализ стихотворения Тютчева «Бессонница» и стихотворения Пушкина «Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы»
  4. Анализ стихотворения А.С.Пушкина К Чаадаеву
  5. Основные образы в стихотворении А. С. Пушкина «Странник»


Сочинение-рассуждение Анализ духовного содержания стихотворения А. С. Пушкина «Странник» Стр. 1
Сочинение-рассуждение Анализ духовного содержания стихотворения А. С. Пушкина «Странник»
ЕГЭ
Стр. 1
Сочинение-рассуждение Анализ духовного содержания стихотворения А. С. Пушкина «Странник» Стр. 2
Сочинение-рассуждение Анализ духовного содержания стихотворения А. С. Пушкина «Странник»
ЕГЭ
Стр. 2
Сочинение-рассуждение Анализ духовного содержания стихотворения А. С. Пушкина «Странник» Стр. 3
Сочинение-рассуждение Анализ духовного содержания стихотворения А. С. Пушкина «Странник»
ЕГЭ
Стр. 3
Отправить на email или скачать Сочинение-рассуждение Анализ духовного содержания стихотворения А. С. Пушкина «Странник» можно с помощью кнопок ниже.

Похожие сочинения