Сочинение на тему Живучесть «Шариковщины» как социального и морального явления »
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение на тему Живучесть «Шариковщины» как социального и морального явления ».
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!Михаил Афанасьевич Булгаков — писатель, как говорят, от Бога, златоуст. Удивительный талант его поражал собратьев по перу — А. Толстого, Горького, Волошина, Пастернака... Творчество Булгакова — удивительное явление русской художественной культуры XX века. Трагична судьба Мастера, лишенного возможности быть напечатанным, услышанным. С 1927 по 1940 год, до дня своей смерти, Булгаков не увидел ни одной своей строчки в печати.
Творчество Булгакова многообразно. Но особое место в нем занимает тема, которую можно было бы назвать «трагедией русского народа». Эта тема была как бы незаживающей раной писателя. «Дикий мы, темный, несчастный народ», — записал он с горечью в своем дневнике 26 октября 1923 года. Но «несчастье» не пришло к русскому народу как-то само собой, оно было, по мнению писателя, сотворено. Вот эти мысли и стремился автор развить в своих произведениях. Наиболее ярко они запечатлены в статье «Грядущие перспективы», в повести «Собачье сердце» и в других произведениях.
В своем знаменитом письме «Правительству СССР», написанном в один из самых драматических моментов его жизни, в конце марта 1930 года, Булгаков называет одной из главных черт своих сатирических повестей «глубокий скептицизм в отношении революционного процесса...» Писатель, вероятно, наиболее четко, яснее, чем кто-либо из его современников, поставил вопрос о свободе слова, о свободе печати — как непременном условии свободы творчества.
Верность правде, чувство чести и стоическое выполнение своего писательского долга — все это Мастер пронес через всю свою жизнь.
Как художник слова, Булгаков прежде всего сатирик, хотя его палитра всегда многоцветна, глубока, неповторима и многопланова. Он смелый сатирик. Его главный принцип — «сатира не терпит оглядки». На высшую ступень сатирической фантастики писатель поднимается в социально-философских повестях «Роковые яйца» и «Собачье сердце».
Мысль о том, что голый прогресс без опоры на нравственность несет людям гибель, по-новому выражается писателем в повести «Собачье сердце».
Сочинять Булгаков начал очень рано — в отроческие годы. Насмешливость, художественный артистизм, тяга к театральности, а впоследствии к пристальному анализу сформировали его неповторимый стиль.
Уже в ранней прозе заложена булгаковская тайна — тайна фантастического, фантасмагорического, тайна двойственностии самоотрицания, тайна дьявольщины. Это не только дань литературной традиции (в том числе немецких романтиков, особенно Гофмана): социальная и литературная жизнь была столь нелепа, алогична, безобразна, что вполне могла казаться сверхъестественной.
Все лучшее, написанное Булгаковым в 20-х годах XX века, — непримиримое отрицание поверженной и исковерканной действительности, той, которая вошла в его произведения, по которой пронесся бесовский шабаш.
Однако при очевидной склонности автора к фантастике его сатира беспощадно реалистична, конкретна, исторически и психологически достоверна; время, города и люди слиты здесь в картину живописную и убедительную, недаром есть понятия «булгаковская Москва», «булгаковский Киев».
Повесть «Собачье сердце» отличается предельно ясной авторской идеей. Коротко ее можно сформулировать так: свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного социально-экономического и духовного развития общества, а безответственным и преждевременным экспериментом; посему необходимо страну возвратить, по возможности, в ее прежнее естественное состояние.
Эта идея реализуется писателем в аллегорической форме посредством превращения незатейливого, добродушного пса в ничтожное и агрессивное человекообразное существо. При этом в действие вступает целый ряд лиц, при столкновении которых выявляются многие проблемы общего или частного порядка, чрезвычайно интересовавшие автора. Но и они чаще всего прочитываются аллегорически. Аллегории нередко многозначны и могут иметь несколько трактовок.
Эту повесть, написанную в 1925 году, Булгаков так и не увидел напечатанной, она была изъята у автора вместе с его дневниками сотрудниками ОГПУ во время обыска 7 мая 1926 года.
«Собачье сердце» — последняя сатирическая повесть Булгакова. Она избежала участи своих предшественников — не была высмеяна и растоптана лжекритиками от «советской литературы», так как вышла в свет лишь в 1987 году.
В основе сюжета лежит история великого эксперимента. Все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма, воспринималось Булгаковым именно как эксперимент — огромный по масштабам и более чем опасный. Об этом автор в своем произведении и предупреждает читателей.
Булгаков считал своим долгом «упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране». Он уважительно-любовно относился к своему герою-ученому; в какой-то степени профессор Преображенский — воплощение уходящей русской культуры, культуры духа, аристократизма.
Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной комфортабельной квартире. Автор любуется культурой его быта, его облика — Михаил Афанасьевич и сам любил аристократизм во всем, одно время он даже носил монокль. Гордый и величественный профессор Преображенский, который так и сыплет старинными афоризмами, светило московской генетики, — гениальный хирург, занимается модными и прибыльными операциями по омоложению стареющих дам и бойких старцев: беспощадна авторская ирония — сарказм в отношении процветающих нэпманов.
Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решается посоревноваться с самой Жизнью и создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга.
В булгаковской повести по-новому звучит тема Фауста, и она также трагична, вернее, по-булгаковски трагикомична. Лишь после «свершения» ученый осознает всю безнравственность «научного» насилия над природой и человеком.
Профессор, осуществляющий превращение пса в человека, носит фамилию Преображенский, а само действие происходит в канун Рождества. Между тем всеми возможными средствами писатель указывает на противоестественность происходящего, утверждает, что это есть антитворение, пародия на Рождество. И по этим признакам можно сказать, что в «Собачьем сердце» уже просматриваются мотивы последнего и лучшего произведения Булгакова — романа о дьяволе.
Взаимоотношения ученого и уличного пса Шарика-Шарикова составляют основу сюжетной канвы повести. Создавая образ Шарика, автор, безусловно, использовал литературную традицию. И здесь он следует своему учителю Гоголю, его «Запискам сумасшедшего», где в одной из глав человек показан с собачьей точки зрения и где говорится: «Собаки — народ умный». Близок автору великий немецкий романтик Э. Гофман с его котом Мурром и умными говорящими собаками.
В ткань повествования вплетается внутренний монолог Шарика, вечно голодного, горемычного уличного пса. Он очень неглуп, по-своему оценивает быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа. Продрогший, голодный пес, к тому же ошпаренный, наблюдая жизнь улицы, делает умозаключения: «Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь»; «Повар попадается разный. Например, покойный Влас с Пречистенки. Скольким жизнь спас».
Он сочувствует бедной барышне-машинистке, замерзшей, «бегущей в подворотню в любовниковых фельдеперсовых чулках». «Ей и на кинематограф не хватает, на службе с нее вычли, тухлятиной в столовой накормили, да половину ее столовских сорока копеек завхоз украл...» В своих мыслях-представлениях Шарик противопоставляет бедной девушке образ торжествующего хама — нового хозяина жизни: «Я теперь председатель, и сколько ни накраду — все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо». «Жаль мне ее, жаль. А самого себя мне еще больше жаль», — сетует Шарик.
Увидев Филиппа Филипповича Преображенского, Шарик понимает: «он умственного труда человек... этот не станет пинать ногой». И вот Шарик живет в роскошной профессорской квартире. Появляется одна из ведущих, сквозных тем творчества Булгакова —• темаДома как средоточия человеческой жизни.
Отправить на email или скачать Сочинение на тему Живучесть «Шариковщины» как социального и морального явления » можно с помощью кнопок
ниже.
Похожие сочинения