Сочинение на тему Живучесть "шариковщины" как социального и морального явления»

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение на тему Живучесть "шариковщины" как социального и морального явления».

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» По авторам» » Сочинение на тему Живучесть "шариковщины" как социального и морального явления»
Булгаков-писатель, как говорят, от бога, златоуст. Удиви- тельный талант его поражал не только собратьев по перу - Алексея Толстого, Максима Горького, Максимилиана Волошина, Бориса Пас- тернака, Александра Фадеева, Леонида Леонова, Александра Солже- ницина, - но и многих выдающихся деятелей русской культуры, та- ких,как Константин Станиславский, Василий Качалов, Рубен Симо- нов, Борис Астафьев, Дмитрий Шостакович, Николай Черкасов, Свя- тослав Рихтер... Вячеслав Шишков проницательно назвал Булгакова русским остромыслом и острословом. Творчество Булгакова - вершинное явление русской художест- венной культуры двадцатого века. Трагична судьба Мастера, лишен- ного возможности быть напечатанным, услышанным. С 1927 года по 1940, до дня своей смерти, Булгаков не увидел ни одной своей строчки в печати. Булгаков был своего рода пророком. С горьким чувством он пишет, что после окончания войны (1-ой мировой): "...западные страны зализывают свои раны, они поправятся, очень скоро поправятся (и будут процветать!), а мы... мы будем драть- ся, мы будем платить за безумие дней Октябрьских, ... за все!" Творчество Булгакова многообразно. Но особое место в нем занимает тема, которую можно было бы назвать "трагедией русского народа". Эта тема была как бы незаживающей раной писателя. "Ди- кий мы, темный, несчастный народ", - записал он с горечью в сво- ем дневнике 26 октября 1923 года. Но "несчастье" не пришло к русскому народу как-то само собой, оно было, по мнению писателя, сотворено. Вот эти мысли и стремился автор развить в своих про- изведениях. Наиболее ярко они запечатлены в статье "Грядущие перспективы", в повести "Собачье сердце" и в других произведени- ях. В своем знаменитом письме "Правительству СССР", написанном в один из самых драматических, страшных моментов его жизни, его самосознания, в конце марта 1930 года, Булгаков считает одной из главных черт своих сатирических повестей "глубокий скептицизм в отношении революционного процесса...". Булгаков, вероятно, наи- более четко, чем кто-либо из его современников, со всей опреде- ленностью поставил вопрос о свободе слова, о свободе печати - как непременном условии свободы творчества. Булгаков, рыцарь Чести, сделал свой выбор - готовность к любым трудностям, кроме жертвы свободой художественной мысли. Верность правде, чувство чести и стойческое выполнение свое- го писательского долга - все это Мастер пронес через всю свою жизнь. Как художник слова, Булгаков прежде всего сатирик, хотя его палитра всегда многоцветна, глубока, неповторима и многопланова. Он смелый сатирик. Его главный принцип - "сатира не терпит ог- лядки". Булгаков считал своим учителем Салтыкова-Щедрина, его люби- мейшим писателем был Гоголь, недаром своему сокровенному герою - Мастеру - он придает портретное сходство с Гоголем. Сочинять Булгаков начал очень рано в отроческие годы. Нас- мешливость, художественный артистизм, тяга к театральности, а впоследствии и пристальный анализ формировали его неповторимый стиль. Ранняя проза Булгакова заложила булгаковскую тайну - тайну фантастического, фантасмогорического, тайну двоения и самоотри- цания, тайну дьявольщины. Это не только дань литературной тради- ции (в том числе немецких романтиков, особенно Гофмана): соци- альная и литературная жизнь была столь нелепа, алогична, безоб- разна, что вполне могла казаться сверхъестественной. Все лучшее, написанное Булгаковым в 20 годах, - непримиримое отрицание поверженной и исковерканной действительности, той, что вошла в его произведения, по которой пронесся бесовский шабаш. Уже в двадцатые годы Булгаков сознавал, что существует креп- чайшая тайная связь автора с каждой созданной им страницей. Соз- дав мысль - образ или целый художественный мир, автор как бы со- общает им прочность несокрушимой реальности - "рукописи не го- рят". Однако при очевидной склонности автора к фантастике, его са- тира беспощадно реалистична, конкретна, исторически и психологи- чески достоверна; время, города и люди слиты здесь в картину жи- вописную и убедительную, недаром есть понятия "Булгаковская Москва", "Булгаковский Киев". На высшую ступень сатирической фантастики писатель поднима- ется в социально-философских повестях "Роковые яйца" и "Собачье сердце", в которых много общего. Если сатира констатирует, то сатирическая фантастика предуп- реждает общество о грядущих опасностях и катаклизмах. Речь идет о трагическом несоответствии достижений науки - стремлении чело- века изменить мир - и его противоречивой, несовершенной сущности , неспособности предвидеть будущее, здесь он воплощает свою убежденность в предпочтительности нормальной эволюции перед на- сильственным, революционным методом вторжения в жизнь, об от- ветственности ученого и страшной, разрушительной силе самодо- вольного агрессивного невежества. Эти темы вечны и они не утра- тили своего значения и теперь. Мысль о том, что голый прогресс, лишенный нравственности, несет людям гибель, по новому выражается писателем в повести "Собачье сердце". Повесть "Собачье сердце" ,по моему мнению, отличается пре- дельно ясной авторской идеей. Коротко ее можно сформулировать так: свершившаяся в России революция явилась не результатом ес- тественного социально-экономического и духовного развития об- щества, а безответственным и преждевременным экспериментом; по- сему необходимо страну возвратить, по возможности, в ее прежнее естественное состояние. Эта идея реализуется писателем в аллегорической форме пос- редством превращения незатейливого, добродушного пса в ничтожное и агрессивное человекообразное существо. При этом в действие вплетается целый ряд лиц, при столкновении которых выявляются многие проблемы общего или частного порядка, чрезвычайно интере- совавшие автора. Но и они чаще всего прочитываются аллегоричес- ки. Аллегории нередко многозначны и могут иметь много трактовок. Эту повесть, написанную в 1925 году автор так и не увидел напечатанной, она была изъята у автора вместе с его дневниками сотрудниками ОГПУ во время обыска 7 мая 1926 года. "Собачье сердце" - последняя сатирическая повесть Булгакова. Она избежала участи своих предшественников - не была высмеяна и растоптана лже-критиками от "советской литературы", т.к. вышла в свет лишь в 1987 году. В основе повести лежит великий эксперимент. Все, что проис- ходило вокруг и что именовалось строительством социализма, восп- ринималось Булгаковым именно как эксперимент - огромный по масш- табам и более чем опасный. К попыткам создания нового совершен- ного общества революционными, т.е. не исключающими насилия, ме- тодами, к воспитанию теми же методами нового, свободного челове- ка он относился крайне скептично. Для него это было таким вмеша- тельством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными в том числе и для самих "экспериментато- ров". Об этом автор своим произведением и предупреждает читате- лей. Герой повести профессор Преображенский пришел в булгаковскую повесть с Пречистенки, где издавна селилась потомственная мос- ковская интеллигенция. Недавний москвич, Булгаков этот район знал и любил. В Обуховом (Чистом) переулке он поселился, здесь написаны "Роковые яйца" и "Собачье сердце". Здесь жили люди, близкие ему по духу, по культуре. Прототипом профессора Филиппа Филипповича Преображенского считают родственника Булгакова по матери, профессора Н.М. Покровского. Но, в сущности, в нем отра- зился тип мышления и лучшие черты того слоя русской интеллиген- ции, который в окружении Булгакова назывался "Пречистинкой". Булгаков считал своим долгом "упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране". Он уважитель- но-любовно относился к своему герою-ученому, в какой-то степени профессор Преображенский - воплощение уходящей русской культуры, культуры духа, аристократизма.


Сочинение на тему Живучесть "шариковщины" как социального и морального явления» Стр. 1
Сочинение на тему Живучесть "шариковщины" как социального и морального явления»
Булгаков М.А.
Стр. 1
Сочинение на тему Живучесть "шариковщины" как социального и морального явления» Стр. 2
Сочинение на тему Живучесть "шариковщины" как социального и морального явления»
Булгаков М.А.
Стр. 2
Сочинение на тему Живучесть "шариковщины" как социального и морального явления» Стр. 3
Сочинение на тему Живучесть "шариковщины" как социального и морального явления»
Булгаков М.А.
Стр. 3
Отправить на email или скачать Сочинение на тему Живучесть "шариковщины" как социального и морального явления» можно с помощью кнопок ниже.

Похожие сочинения