Сочинение на тему Тема родина в лирике Есенина»
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение на тему Тема родина в лирике Есенина».
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!Тема Родины была излюбленной темой писателей в разную эпоху и каждый из них видел в этой теме, что то свое родное и близкое. Но, чтобы поближе узнать о том, как тема родины была отражена в их произведениях рассмотрим ее на примере поэзии таких известных поэтов, как Есенин, Блок и Рубцов.Как Пушкин, Лермонтов, Некрасов были властителями дум молодежи девятнадцатого века,так в поэзии Блока, Рубцова, Есенина влияла на формирование поколения нового, двадцатого столетия. Поэзия Есенина источник глубоких раздумий над многими социальнофилософским проблемам : история и революция, деревня и город, жизнь и смерть, государство и народ,народ и отдельная личность.
Первые публикации стихов молодого, неизвестного поэта в печати датируются 1914 годом.Затем появляются сборники его стихотворений «Радуница» (1916 ) и «Голубень» ( 1918 ). Этими книгами Есенин открыл читателю очарование и волшебство среднерусской природы, сокровенный мир лирического героя, у которого место любимой заняла Родина. В русской поэзии, столь богатой шедеврами пейзажной лирики (Пушкин, Баратынский, Кольцов, Тютчев, Некрасов, Бунин, Блок ), появился новый певец, звонкий и чистый голос которого далеко разнесся над печалью полей.
О Русь малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Такой динамики картин природы, как у Есенина, нет в пейзажной лирике его предшественников и старших современников. У И. Бунина очень силен элемент созерцательности, сосредоточенной философской медитации ; у А. Блока в пейзажной поэзии несравненно больше движения.
Неутомимый интеллектуальный и нравственный поиск исторических и социальных мотивов обогащает поэзию Есенина. Поэта живо интересуют событии далекого прошлого, связанные со свободолюбивыми порывами, народными движениями. Так появляется баллада о соратнике Степанеа Разина Усе ( «Ус»,1914 ), поэма о новгородской вольнице ( «МарфаПосадница»,1913 1914 ).
Еще до революции возникает у Есенина ощущение разлада с жизнью ( « Устал я жить в родном краю...», « В том краю где желтая крапива...» и др. ).Однако в ту пору мотивы стихийного бунтарства нередко ассоциировались с воспеванием «ушкуйничества», бродячей вольности, странничества. Осознанное чувство подлинной свободы появляется у поэта со свершение Октябрьской революции. По словам поэта П.Орешина, С.Есенин принял Октябрь «с неописуемым восторгом». «Был всецело на стороне Октября», писал и Есенин.
Октябрьская революция дает поэту новые темы, раскрывает глубину и мощь не только лирической, и драматической основы таланта Есенина. Поэт создает в романтико утопическом ключе цикл поэм « Небесный барабанщик», «Инония», «Преображение» и др. Он прославляет «вселенское братство людей», новую веру новую правду, которую несет на своих знаменах пролетарская революция :
Небо как колокол,
Месяц язык,
Мать моя родина,
Я большевик.
Следуя традиции русской и мировой классической поэзии, Есенин с неслыханной смелостью разрабатывает богоборческие мотивы (ранее он нередко воспевал смиренных иноков, кроткую и богомольную Русь ).
Поэт выступает в роли ниспровергателя старой церкви, объявляет себя новым пророком. Но вместе с тем (таковы были реальные противоречия тогдашней действительности ) взгляды и чаяния обширной крестьянской массы воплощались Есениным в религиозной оболочке «Сельского часослова», поэм «Иорданская голубица», «Октоих». Однако церковнославянская лексика, библейский словарь, религиозные образы именно лишь «оболочка» чисто земных помыслов.
После революции интерес Есенина к переломным этапам русской истории (эпохе Петра ) и народноосвободительным движениям проявляется особенно обостренно.В отличие от ранних исторических произведений резко усиливается драматизм при воссоздании характеров выдающихся деятелей прошлого. Такова, например, стихотворная драма «Пугачев» (1921), в центре которой трагическая судьба предводителя крестьянско казачьего восстания. Потрясает глубина проникновения поэта в чисто человеческие переживания Пугачева, сложнейший сплав чувств этой сильной, порывистой и противоречивой личности.
После революции Есенин обращается все чаще к темам большого социально философского звучания.Только неподдельной болью поэта при виде крутой ломки старого крестьянского уклада нельзя объяснить особый интерес его к проблемам «деревня и революция», «деревня и город». Индивидуальным поэтическим отсветом озарена эта проблематика в поэме «Сорокоуст» (1920( ( «сорокоуст» сорокадневная молитва по умершим ).
Противоречивое развитие цивилизации отображено поэтом в образах паровоза и жеребенка. Тщетно бежит за чугунным поездом красногривый жеребенок :
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится ?
Не ужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница ?
Наступление железной, неодушевленной механической силы передано и строфах стихотворения «Мир таинственный, мир мой древний...»
Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел.
Вот сдавил за шею деревню
Каменные руки шоссе.
Исповедальный характер поэзии Есенина, открытость его легкоранимой души обусловили особую доверительность интонации в поэме «Черный человек» (1923 1925), где автор ведет предельно искренний, мучительно трудный диалог со своим двойником. Нравственная борьба совести, борение темных и светлых начал, добра и зла, высокого и низкого вот что движет сюжет. Не лирическая, повествовательная интонация, сурово содержания, внешне спокойная, но внутренне напряженная, передает накал драматической схватки. Борьба и движение, преодоление темных наслоений души, того мира и того мифа, который олицетворяет Черный человек, основа и нерв поэмы.
Несмотря на решительный жест в финале, когда разъяренный поэт оружие слова меняет на рапирный выпад тростью, летящий «прямо к морде его, в переносицу», конфликт нельзя считать исчерпанным. Поэма эта, как и многие произведения с участием двойника, отличается «открытой» композицией : трость разбивает всего лишь зеркало.
На протяжении нескольких веков в России, стране по преимуществу крестьянской, проблема «власти земли» в все социально философском, этическом плане волновала не одно поколение писателей. Особенно остро она встала после отмены крепостного права, породила два направления в русской литературе. Одно сформировавшееся под влиянием идей и взглядов Л. Н.Толстого, «толстовское», с его духовной драмой, обусловленной углубленными нравственно психологическими исканиями ; другое под влияниями творчества Г. Успенского социально публицистическое.
На новом историческом рубеже, когда лицом к власти Русь уходящая и Русь Советская, С. Есенин в своих поисках истины был ближе к толстовской традиции. Отсюда стремление поэта постичь новый облик страны в сопоставлении с иной социальной культурой капиталистическим Западом и Америкой, углубление психологического анализа при раскрытии сложных и противоречивых человеческих натур.
Трудные проблемы встали перед поэтом гражданином : как развиваться современной цивилизации ; какова судьба России ; что в будущем ждет его Родину ? Есенину не приходилось решать вопрос о поисках своего места в новой России, но формирование нового мироощущение происходило непросто, порой драматически. Есенин всецело на стороне новой жизни Руси Советской, однако это не значило, что ему не жаль чего то дорогого и близкого в уходящей Руси. До конца дней своих считал он себя поэтом «золотой бревенчатой избы».
В отличие от Маяковского Есенин не был склонен к категорическим выводам Сомнения и колебания не оставили его, пока громада наблюдений не переплавлялась в ясное знание, а личный опыт не поверялся мнением народным. На этом пути к решению проблемы соотношения гуманизма и исторического прогресса, смысла истории большое значение имела длительная, почти двухлетняя поездка по Западной Европе и Америке.
Четырехмесячное пребывание в США, жизнь в Нью Йорке стали предметом развернутого анализа в очерке «Железный Миргород» (1923), страницах которого Есенин рассказал о технических достижениях американцев. Однако встреча с «железным Миргородом», где по словам позта, «в страшной моде Господин доллар», приводит Есенина к важному итоговому заключению : «Только за границей я понял совершенно ясно, как велика заслуга русской революции, спасшей мир от безнадежного мещанства».
Отправить на email или скачать Сочинение на тему Тема родина в лирике Есенина» можно с помощью кнопок
ниже.