Сочинение на тему Тема памяти в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»»

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение на тему Тема памяти в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»».

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» По авторам» » Сочинение на тему Тема памяти в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»»
А. А. Ахматова начала писать свою поэму «Реквием» в 1935 году, когда ее единственный сын Лев Гумилев был арестован. Вскоре его освободили, но он еще дважды подвергался аресту, тюремному заключению и ссылке. Это были годы сталинских репрессий. Как и другие матери, жены, сестры, Ахматова много часов стояла в молчаливой очереди, что вела к петербургской тюрьме «Кресты». Самое главное, что ко всему этому она «была готова», готова не только пережить, но и описать. У Ахматовой в раннем стихотворении «Бесшумно ходила по дому…» есть строки: «Скажи, ты простить не можешь?» И я сказала: «Могу». Последние слова написанного в 1957 году текста к поэме («Вместо предисловия») — прямая цитата из этого стихотворения. Когда одна из женщин, стоявших рядом с А. Ахматовой в очереди, едва слышно спросила: «А это вы можете описать?» Она ответила: «Могу». Постепенно рождались стихи о страшном времени, которое пережито было вместе со всем народом. Они-то и составили поэму «Реквием», ставшую данью скорбной памяти о загубленных в годы сталинского произвола людях. Только в 1940 году Ахматова завершила свое произведение, опубликовано же оно было в 1987 году, много лет спустя после смерит автора. В 1961 году, уже после завершения поэмы, к ней был написан эпиграф. Это сжатые, строгие четыре строки, поразительные по своей суровости: Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, — Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. Слова «чуждый» и «мой народ» повторяются для того, чтобы усилить противопоставление. Для поэта важно было подчеркнуть, что трагедия пережита общенародная. В «Посвящении», написанном в марте 1940 года, Ахматова вспоминает о своих «невольных подругах» «двух… осатанелых лет»: Что им чудится в сибирской вьюге, Что мерещится им в лунном круче? Им я шлю прощальный мой привет. Говорится здесь и о том, что страдание общее объединило людей. Все происходило так, как будто бы это была религиозная служба: По столице одичалой шли, Там встречались мертвых бездыханней, А надежда все пьет вдали. Все люди одинаково и одновременно совершали свои действия и противостояли тому, что случилось. Только служба Божья посвящена не Богу, а объединенному в страдании народу. Во «Вступлении» Ахматова пишет: И когда, обезумев от муки, Шли осужденных полки, И короткую песню разлуки Паровозные пели гудки… При этом на всех людей смотрели одни звезды с пустых небес, «звезды смерти». Размер первой главки, датированный 1935 годом, сходен с размером «Вступления», потому что на фоне того, что «шли… осужденных полки», происходит описанное во фрагменте: Уводили тебя на рассвете, За тобой, как на выносе, шла, В темной горнице плакали дети, У божницы свеча оплыла… Используется здесь «точная и контрастная разом» рифма, помогающая представить тему единства всех женщин, всех страдающих матерей, от Богоматери, «стрелецких женок», жен декабристов до «царскосельских веселых грешниц». Ощущая собственное горе и испытывая тяжесть страдания других людей, поэт все же смотрит на происходящее со стороны. Вторая глава переносит на Дон: Тихо льется тихий Дон, Желтый месяц входит в дом… Ахматова глядит, будто с неба, для того и нужен месяц «в шапке набекрень». Она не хочет просто пожаловаться небу, Богу, может быть. О себе и о своем горе Мать говорит на пределе страдания, как-то отстраненно и спокойно, в третьем лице: Эта женщина больна, Эта женщина одна. Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне. Появляется тема Времени, которое не просто в скорби замирает, а корчится, мучается. Оно то укрупняется, то уменьшается и облегчается («Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой» и «Легкие летят недели. Что случилось, не пойму»). Пространство тоже сдвинулось и перевернулось, в нем «ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград». Что же остается делать человеку там, где все перевернулось? Наверное, доказать, что такое случалось много раз, чтобы каждая женщина могла сказать: «Я была готова». Общее прошлое сближает всех живущих и страдающих. Разные времена смотрят друг на друга глазами переживающих беду женщин. В четвертой части поэмы, например, «царскосельская веселая грешница» глядит в глаза той, «трехсотой с передачею». Человек время ощущает в себе, стараясь преодолеть этот разлом, когда «сердце пополам», а две половины — это одновременно и одна и та же, и две разные женские жизни. Будто по кругам ада проходит человек, встречая на пути женские фигуры: Мне с Морозовою класть поклоны, С падчерицей Ирода плясать, С дымом улетать с костра Дидоны, Чтобы с Жанной на костер опять… Потом поэт переносится в настоящее, к тюремным очередям. Тут возникает тема «памятника себе»: А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество… Это памятник как воплощение памяти о народном горе: Затем, что и в смерти блаженной боюсь Забыть громыхание черных марусь… Главное же, что никакими словами не передать того, что происходит с матерью, у которой мучат сына: А туда, где молча мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел… Поэт же оглядывается назад и застывает памятником, как жена Лота застыла смоляным столбом. Это памятник тем, кто остался жить и оплакивать близких. «Реквием» — произведение о гибели людей, страны, основ бытия. Самое частое слово в поэме — «смерть». Она всегда близко, но никогда не совершается. Человек живет и понимает, что надо жить дальше, жить и помнить


Сочинение на тему Тема памяти в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»» Стр. 1
Сочинение на тему Тема памяти в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»»
Ахматова А.А.
Стр. 1
Сочинение на тему Тема памяти в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»» Стр. 2
Сочинение на тему Тема памяти в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»»
Ахматова А.А.
Стр. 2
Отправить на email или скачать Сочинение на тему Тема памяти в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»» можно с помощью кнопок ниже.

Похожие сочинения