Сочинение на тему Пути нравственных исканий главных героев романа «Война и мир» »
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение на тему Пути нравственных исканий главных героев романа «Война и мир» ».
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!В романе «Война и мир» Л. Н. Толстого не случайно многие страницы посвящены психологии героев, их внутреннему миру, нравственным исканиям. Автор сумел рассказать о побудительных причинах поступков человека и сам определил, что понимает под словами «духовный мир» героя: «жизнь сердца и интересы мысли». Любимые герои Толстого – те, кто мучительно ищет, «что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?». Такими ищущими смысла жизни людьми предстают перед нами князь Андрей Болконский и граф Пьер Безухов. Умственные и жизненные искания героев сближают их, делают интересными друг другу и друзьями, для которых светская жизнь не имеет смысла.
В тот момент, когда мы впервые встречаемся с ними в салоне А. П. Шерер, Пьеру двадцать лет, он только что вернулся из за границы, где прожил десять лет, получил воспитание и образование. Князь Андрей старше на семь лет, женат, «свой» человек в светской гостиной. Но «все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно». Только Пьеру он радостно улыбается потому, что он единственный там человек, который ведет себя естественно, говорит то, что думает. Болконский видит, что Пьер тянется к нему, доверяет ему во всем и отвечает ему тем же. Андрей раскрывает перед ним самые сокровенные мысли и чувства: признается, что несчастлив, что ведет жизнь, которой недоволен, что мечтает уехать в армию.
Следующая их встреча происходит в Богучарове, когда по дороге из своих южных имений Пьер заехал к Андрею, так как чувствовал душевную потребность свидания с другом. Шел 1808 год. Произошло много событий в жизни каждого из них, во многом они изменились в результате переживаний, страданий, оставивших след в душе.
Князь Андрей, участвуя в военных событиях 1805 года, «почитал свой собственный интерес в ходе общего дела», храбро сражался под Шенграбеном и Аустерлицем. Последнее сражение в корне изменило его представления о славе и перечеркнуло идеал героя. Он увидел грязь, кровь, страдания и муки людей, познакомился с истинным героизмом батарейцев Тушина, понял, что подвиги совершаются не ради личной славы, а для спасения людей, Родины. Окончательный крах идеи бонапартизма потерпели на Праценской высоте, где раненый князь Андрей увидел объезжающего поле битвы Наполеона, и, еще вчера мечтавший о «собственном Тулоне», совершенно иначе оценил свой прежний идеал: «так мелочен ему казался сам герой его».
От большой доли эгоизма князь Болконский освободился под влиянием смерти жены от родов, «он почувствовал, что в душе его оторвалось что то, что он виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть».
Жизнь Пьера в эти годы складывалась иначе. Он пережил увлечение жизнью «золотой молодежи», пытался найти счастье в семейной жизни, вступил в общество масонов, колеблясь, но желая поверить в его заповеди и устав. Безухов хочет быть полезным людям, он едет в южные имения, чтобы облегчить жизнь крепостных крестьян (князь Андрей сделал то же в Богучарове). Пьер твердо верит, что «наслаждение делать добро есть единственно верное счастье в жизни». Его желание жить для других, делая им добро, благотворно влияет на грустное и критическое настроение Болконского.
Под влиянием встречи с Пьером, с Ростовыми (с Наташей в Отрадном), под воздействием желания быть полезным людям князь Андрей возвращается в Петербург, работает над проектом устава армии, а затем в комиссии Сперанского. Его жизнь украсилась любовью к Наташе, истинной дружбой Пьера. Но дела, которое принесло бы князю Андрею удовлетворение, он так и не нашел. Начавшаяся война 1812 года застает его ожесточившимся, неудовлетворенным, несчастным.
Только в условиях единения с народом в войне против захватчиков князь Андрей приобретает душевное равновесие.
В годы, предшествующие войне 1812 года, «в душе Пьера происходила сложная и трудная работа внутреннего развития», а внешне жизнь его была обычной для богатого хлебосольного русского барина, «кошелек его был открыт для всех». Пьера мучала неудовлетворенность собой и фальшь «деятельности» масонов. После поездки за границу и выступления перед «братьями», после вступления в масонство любовника его жены Бориса Друбецкого Пьер мучается и сомневается сильнее, чем прежде, но найти свое место в жизни пока не умеет.
Путь друзей – Андрея Болконского и Пьера Безухова – путь сближения с народом, путь познания народной жизни. Как и вся лучшая часть русского дворянства, в канун Бородинского сражения и после него они приходят к единственно верному суждению о смысле жизни в этих обстоятельствах. Князь Андрей выражает отношение всего народа к врагам: «Надо их казнить». А Пьер после Бородина говорит себе: «Солдатом быть, просто солдатом». Под влиянием этих мыслей он остается в горящей Москве, чтобы убить Наполеона.
Такими мы видим друзей в войне 1812 года и таков, на взгляд Толстого, закономерный результат нравственных исканий передовых дворян первой четверти XIX века, лучшими представителями которых являются главные герои романа.
Отправить на email или скачать Сочинение на тему Пути нравственных исканий главных героев романа «Война и мир» » можно с помощью кнопок
ниже.
Похожие сочинения