Сочинение на тему Нравственная проблематика рассказа В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"»
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение на тему Нравственная проблематика рассказа В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"».
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Виктор Петрович Астафьев ушел из жизни недавно. У него была сложная судьба. Вырос он сиротой, прошел войну рядовым, еле живым вернулся домой. Но жизнь готовила ему еще много испытаний: от голода умер его первый ребенок. Как все это можно вынести? Как сохранить человеческое лицо? Сам автор пишет: «За что судьба даровала мне счастье жизни? Достоин ли я его, этого счастья? Все ли делал для счастья других? Не разменял ли так тяжко доставшуюся жизнь на пятаки? Всегда ли был честен перед собой? Не рвал ли хлеб изо рта близких? Не оттирал ли с дороги локтями слабых?» Этот человек написал многочисленные книги о войне, о детстве. Тема взросления, становления личности человека проходит через многие рассказы писателя.
Незначительный случай нередко может повлиять на всю жизнь человека, изменить его. Случай, описанный в рассказе Астафьева «Конь с розовой гривой», из таких.
Завязкой рассказа является эпизод, в котором бабушка послала героя за земляникой, и за это пообещала ему «пряник конем».
Мечта героя исполняется: «по скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой».
Казалось бы, история счастливо завершена. Но какова цена этого сказочного коня? Прошло много лет, а автор пишет: «Я не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой».
Мальчик отправляется за земляникой вместе с ле-вонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим заработать пряник». Он понимает, что даром ничего не достается.
Соседские ребята «несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески... ковшик без ручки». То, что посуда плохенькая, это еще не признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят трудиться, и не ценят чужой труд. А наш герой-рассказчик шел с «аккуратным туеском». В этой семье знали цену труда.
В отличие от левонтьевских «орлов», которые «бросали друг в друга посудой, барахтались, два раза принимались драться, плакали, дразнились», герой рассказа трудится добросовестно: «Я брал старательно». Он помнит бабушкины слова: «Главное — закрыть дно посудины», это помогает ему, подстегивает: «стал собирать ягоды скорее». Он даже не хочет идти на речку, пока не наберет полную посудину. Ле-вонтьевские же хитры, им лень собирать ягоды.
Санька, как более старший и хитрый, поддразнивает героя: «Бабушки Петровны испугался! Эх ты!» Узнав о прянике, Санька быстро находит нужные слова и ловит героя на удочку: «Скажи уж лучше — боишься ее, и еще жадный!» Мальчику не хотелось показаться жадным, «не спасовать, не струсить, не опозориться»: «А хочешь, все ягоды съем?» Так «левонтьевская орда» помогла уничтожить землянику, с таким трудом собранную мальчиком. Автор употребляет слова: «покаялся», «хорохорился я», «гаснущим голосом», «напустил на себя отчаянность», «махнул на все рукой» — говорят нам о том, что внутренняя борьба героя с самим собой проиграна. Он становится похожим на соседских ребятишек: развлечения их были жестокими. За некрасивый вид растерзали рыбину, подшибли стрижа, который умер. Об этой смерти они скоро забыли, потому что нашли себе новое развлечение: «забегали в устье холодной пещеры, где жила... нечистая сила».
Но вот рассказчик начинает осознавать, что его проступок не пройдет даром, он осознает свою вину. А Левонтьевским все нипочем: Санька «заржал», он торжествовал: «Нам-то ништяк! Ха-ха! А тебе-то хо-хо!» Через действия автор противопоставляет героев: «тихо плелся я за левонтьевскими ребятами» — «они бежали впереди меня гурьбой и гнали по дороге ковшик без ручки».
Наш герой решил обмануть бабушку, так как его совесть уже была подготовлена к этому обману всеми глупыми и дурными поступками, совершенными за день. Таким образом он решил избежать неприятностей и наказания. Но это решение дается ему нелегко: он «даже чуть было не всплакнул», потом «приготовился к каре за содеянное злодейство». Он понимал, что совершил «злодейство». Поэтому совесть начинает вершить свой суд: «Бабушку надул. Калачи украл. Что только будет?» «А что если разбудить ее и все-все рассказать?» И на рыбалке он думает: «И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить! Ходи, бегай и ни о чем не думай. А теперь?» Мальчик вспоминает и о бабушке, и о матери, и о дедушке. Ему вдруг становится жалко себя: «И пожалеть меня некому». Но вот наступает переломный момент: когда Санька опять начинает учить его, как обмануть бабушку, передразнивает ее, герой решает: «Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!» И когда показывается лодка с бабушкой, от стыда он бежит прочь.
Для того, чтобы ярче показать внутреннюю борьбу героя, автор вводит в сюжет описание прекрасного летнего дня. Поначалу герой просто наслаждается теплым днем, ароматом цветов, трав: «клонились к земле рябенькие кукушкины слезки», «на длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики», «лежали полосатые цветки-граммофоны» . Но вот его взгляд поднимается вверх — на листья березы, осинник, сосняк. Всматриваясь вдаль, видит кружево моста, откуда должна приплыть бабушка. Его внутреннее состояние души контрастно с миром природы, красоты и гармонии летнего дня.
Развязка затягивается, так как не может разрешиться внутренний конфликт героя с самим собой. Он слышит, как бабушка рассказывает о своем и его позоре дедушке и всем встречным: «Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог разобрать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы помереть скорее». Ему стыдно не только за то, что он обманул бабушку, но и за то, что бабушке невольно пришлось обмануть покупателей земляники. И вот наступает кульминационный момент: дедушка пожалел внука, и накопившиеся слезы «хлынули безудержно». Дедушка помогает найти выход из сложившегося положения: « Попроси прощенья...»
И все-таки бабушка купила внуку «пряник конем». Истинная любовь, вера в своего внука помогли пересилить гнев. Она знала, что он раскаивается в своих «злодеяниях». И самое тяжелое наказание не сделает того, что могут сделать милосердие, доброта прощение. Потому по прошествии стольких лет пишет автор: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой».
Сочинение на тему Нравственная проблематика рассказа В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"»
Астафьев В.П.
Стр. 1
Астафьев В.П.
Стр. 1
Отправить на email или скачать Сочинение на тему Нравственная проблематика рассказа В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"» можно с помощью кнопок
ниже.
Скачать Сочинение на тему Нравственная проблематика рассказа В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"»