Сочинение на тему Мифологическая основа комедии «Пигмалион»»
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение на тему Мифологическая основа комедии «Пигмалион»».
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!Когда-то на острове Кипре был большой художник Пигмалион. Из мифа «Пигмалион». «Когда-то на острове Кипре был большой художник Пигмалион» - так начинается древнегреческий миф о Пигмалионе. Этот известный царь Кипра прославился кроме всего прочего еще и тем, что ужасно не любил женщин и был отчаянным холостяком. Всего себя он отдавал управлению государством и своему увлечению - резьбе. Пигмалион вырезал скульптуры из мрамора, из дерева, из слоновой кости, лепил их из глины. Однажды он вырезал из самого лучшего мрамора женскую фигуру - она была такая красивая, что подобной еще не видел художник в своей жизни.
Лицо ее имело удивительную красу, она казалась живой, и руки прекрасной Галатеи (так назвал ее Пигмалион) будто протягивались к нему и обещали огромное счастье. Пигмалион влюбился впервые в жизни, но любимая его стояла молчаливая и невозмутимая. Не находил покоя Пигмалион. В сердце его поселилось то, от чего он зарекся, - любовь! Дни и ночи просил Пигмалион богиню любви Афродиту, чтобы она оживила Галатею, но богиня долго сердилась на того, кто никогда не признавал высокого чувства любви. И, в конце концов, увидев, как по-настоящему любит и страдает Пигмалион, она смилостивилась над ним и оживила Галатею.
Это миф. А теперь - Бернард Шоу. Это писатель-парадоксалист. Вся Англия знала: если вечером англичане посмотрели спектакль, и он им понравился, то на утро можно ждать «разгромной» статьи от Бернарда Шоу. Он был не таким, как все. И что это означает? Это означает, что и миф «Пигмалион» он покажет не таким, которым его знает весь мир. Но англичане (особенно те, что жили в викторианскую пору) все-таки ждали, что автор будет придерживаться правил - какой миф, такая и драма. Но Шоу только смеялся над ними. Он использовал закон «тележка с яблоками» - тележка та самая и яблоки те же самые, но если тележку опрокинуть, то яблоки не останутся в том же порядке. И вот Шоу опрокидывает тележки… Лондонцы приходят на спектакль «Пигмалион», а драматург им подсовывает «Анти-Пигмалион»!
* - Что-то здесь не то! Где здесь миф? - испытывает удивление, один джентльмен.
* - Чудак Шоу что-то напутал. Чего можно ждать от невежественного ирландца? - бросает реплику другой.
* - Так, так, так… Но в этом что-то есть, - вмешивается в разговор третий.
* - А всё так, как в нашей жизни. Миф - это сказка, а жизнь - это вам не сказка, - начинает закипать еще один.
Именно такого обсуждения, несомненно, и хотел Шоу. Он хотел расшевелить таких благопристойных, традиционных, холодных и очень правильных англичан. Хотел вызвать их реакцию, принудить обсуждать реальные, жизненные проблемы. А то, что же выходит? Идет себе лондонец в театр и созерцает, как царь Кипра вступает в брак с никому не известной красавицей без рода и племени - и ничего, все удовлетворены, все счастливы от того, что история имеет благой финал. А Шоу возвращает зрителей к реалиям - что же скажут лондонские богатеи, если известный аристократ возьмет да и вступит в брак с беднячкой? «Нет! Некогда!» - закричат они и будут отворачиваться от того, кто посмел нарушить вековые традиции королевской Англии. Как можно привести мусорщицу в приличное аристократическое общество?
Так Шоу и показал лицо двойной морали современного человека. В своей пьесе Шоу специально не доказывает историю к влюбленности: Элиза и Хиггинс даже не должны и намека делать на какую-то там любовь, так как такого в жизни быть не может! Вот так на мифологической основе автор освещает проблему номер один - проблему социального расслоения в обществе. Относительно проблемы номер два: если принять во внимание, что каждый человек от природы талантлив, то и здесь утверждение стоит на мифе. Пигмалион в мифе берет естественный, необработанный материал («ком грязи») и творит из него совершенную красоту. Так же Хиггинс «подбирает» на улице грязную, необразованную цветочницу и творит из нее девушку с красивым произношением и прекрасными манерами - герцогиню.
Девушка «имеет чуткое ухо», учится быстро, она со своими манерами даже лучше за многих настоящих аристократок. Но что дальше? Дальше ее не пустят. Она не имеет права шагнуть в высший мир, если заявит, что она не «венгерская королевна», а дочь мусорщика. Вот так - Галатея (Элиза) ожившая, изменившаяся, стала совершенной, но что делать дальше, ни она, ни Хиггинс не знают. Профессор, хотя и независимый, прогрессивный человек, который не очень учитывает принятые правила (он может садиться на стол, есть овсянку прямо из кастрюли, вытирать руки об халат), все же таки где-то внутри - закостенелый «старовер» - он не сможет полюбить девушку со «дна». В качестве прислуги - так, в качестве секретарши - так, но относительно бракосочетания - это уже нет, такое даже независимому Хиггинсу не приходит на ум.
Теперь можно перейти и к последней проблеме, связанной с мифом: ответственности творца за судьбу тех, кого они «сотворили». Мифологический персонаж не только создал что-то новое, но и, вдохнув в свое произведение жизнь, взял на себя ответственность за дальнейшую судьбу прекрасной Галатеи - она стала его женой, у них было трое детей, и жили они долго и счастливо.
Что же говорит Хиггинс? Он считает, что когда закончится эксперимент, они так же смогут «выбросить Лизу в канаву». Даже миссис Пирс старается втолковать профессору, что девушка - не камешек на берегу моря, который можно положить в карман, а потом выбросить. Но и все-таки он и тут глух. Для профессора важнее всего не сердечные чувства, а его экспериментальные поиски. Он побился об заклад и хочет доказать себе и Пикерингу, что он один из лучших учителей своего времени. Его интересует процесс, результат научной работы, но судьба человека, ее сердце, ее чувства ему безразличны - как в учебнике написано, «он так и остался холодным обломком возле горячего сердца девушки».
Для меня пьеса - роман-фантазия! роман в пяти действиях! У Шоу можно поучиться, как из классических вещей делать свежие, оригинальные произведения. Мне когда-то приходилось слышать мысль, согласно которой во всей мировой литературе насчитывается всего тридцать основных сюжетов, на которые написано великое множество книг. Всего тридцать сюжетов! Удивительно, как наша разнообразная жизнь вкладывается в такие небольшие цифры! Жизнь человека длится на протяжении лет, на протяжении тысячелетий, кажется, мы прогрессируем, делаем разные изобретения, все дальше и дальше отрываемся от устройства «пещерного человека», а потом вдруг делаем очередное «открытие»: все новое - это хорошо забытое старое.
Но новый угол зрения, необыкновенный ракурс, свежее дыхание, актуальность проблемы - и вместо одного произведения искусства имеем уже два живописных полотна. Но же, как говорил Шоу в своих афоризмах, - не разбив яйца, не поджаришь яичницу. Т.е., надо всем нужно потрудиться. И талант давних греков, и талант Шоу - это талант титанов. За 54 года своей драматургической деятельности Шоу создал 56 пьес. Для этого, в самом деле, нужно было быть титаном. Я увлечен талантом Шоу, его ярким юмором, необыкновенными парадоксами. Английский ирландец стремился разбудить людей, принудить их мыслить, дискутировать, спорить. Кажется, ему это удалось.
Отправить на email или скачать Сочинение на тему Мифологическая основа комедии «Пигмалион»» можно с помощью кнопок
ниже.