Сочинение на тему Проблематика произведений Ж. Верна
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение на тему Проблематика произведений Ж. Верна.
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Проблематика произведений Ж. Верна, особенности его художественных приемов, гуманизм и демократизм писателя привлекали и привлекают не только юных, но и взрослых читателей, литературоведов и педагогов. Во многих странах мира написаны книги о Ж. Берне. В РОССИИ издан ряд исследований о творчестве замечательного автора научно-фантастических романов. На документальном материале построен роман о жизни Ж. Верна 2. Сама личность писателя вызывает большой интерес: кем был Ж. Верн? Гениальным провидцем, пророком грядущих научных открытий? Ведь многие научные гипотезы Жюля Верна были позже подтверждены учеными. Или был он всего лишь вдохновенным свидетелем великих научных открытий своего времени – второй половины XIX века, поры бурного развития науки и промышленности?
Но если биографы и исследователи, рассматривая творчество писателя на уровне науки той поры, не называют его прорицателем и рассказывают, например, о существовании до «Наутилуса» подводных лодок, снижает ли это поэтический образ «Наутилуса», в котором воплотилось то, что будило воображение, мечты изобретателей? «Ж. Берн не творил в области невозможного. Его романы, опережающие время, предусматривали высшие возможности того, что в действительности соответствовало эпохе»,- пишет замечательный итальянский революционер А. Грамши. Добавим, что у Ж. Верна эти «высшие возможности» оживали в действиях, образах, одновременно и фантастических, и реалистических, и что эти образы были подсказаны не только огромной эрудицией автора и его могучей фантазией, но и глубокой верой в силы человека. «Все то, что может представить себе человек, другие люди способны осуществить»,- писал Ж. Верн своему отцу. Один из любимых героев писателя – Паганель имеет звания секретаря Парижского географического общества, члена-корреспондента географических обществ Берлина, Бомбея, Дармштадта, Лейпцига, Лондона, Петербурга, Вены, Нью-Йорка, почетного члена Королевского географического и этнографического института Восточной Индии… Ж. Верн превосходил Паганеля: он мог быть членом не только географических обществ, но и технических, физических, математических и многих других.
Ж. Верн часто целыми днями не выходил из библиотеки, у него была огромная картотека, материал которой был почерпнут из книг самого различного научного содержания. Многие сведения он мог получить от своих друзей, среди которых были специалисты в разных областях знания. У писателя была своя яхта, на которой он объезжал берега Франции. А когда маленькая яхта была заменена большой, Ж. Верн не ограничился Средиземным морем, плавал по Северному и Балтийскому морям, побывал в Атлантике. На гигантском для своего времени пароходе «Грейт-Истерн» он отправился в Америку. Хотя эти путешествия и не были исчерпывающим источником для описания всех морей и континентов в романах Ж. Верна, но обогащали они автора чрезвычайно. Особенно если помнить о необычайной наблюдательности писателя, его интересе к людям, их быту, труду, общественным отношениям.
При жизни писателя вокруг его имени создавалась легенда: Ж. Верн – это не фамилия одного какого-то автора, а псевдоним целой группы писателей. Можно было бы не говорить об этих вздорных слухах, если бы они не были порождены поистине колоссальной работоспособностью и эрудицией Ж. Верна. По контракту с Этцелем, который угадал в малоизвестном авторе, принесшем ему в 1862 году свой первый роман «Пять недель на воздушном шаре», будущего «Жюля Верна», писатель должен был ежегодно в течение 20 лет поставлять по два романа «Необычайных путешествий» или один двухтомный роман той же серии.
Ж. Верн называл свои произведения «романами науки». Точнее можно назвать их «романами человека и науки». Ведь центральный образ романов Ж. Верна – человек, окрыленный стремлением к познанию, к раскрытию тайн природы. В этом главном для героев Ж. Верна чувстве много оттенков: и еще неясные, но властные, манящие догадки, и боль от ошибок, и сознание могущества человека, не только владевшего тайнами природы, но способного использовать их на благо человечества. Именно на благо человечества, ибо предостерегающе страшен образ Шульца, одного из героев романа «Пятьсот миллионов бегумы», мечтавшего использовать науку для уничтожения людей и всего ими содеянного. Читателя Ж. Верна захватывает благородство героев, поэтически переданный процесс научного познания, высокий пафос достижений, утверждение неогр
аниченных возможностей человека. Не в этом ли притягательная сила Ж. Верна?
Циолковский, например, свидетельствует, что в юности Ж. Верн пробудил в нем стремление к космическим полетам, Обручева он заразил страстью к путешествиям и исследованиям, Менделеев, Жуковский с благодарностью вспоминали его имя. И не случайно на поверхности Луны русские ученые обозначили кратер Жюля Верна.
Процесс созревания таланта Ж. Верна: влияние на него учения социалистов-утопистов, а также значение для его творчества современного ему научного прогресса и политической обстановки – революции 1848 года, событий 1870-1871 годов-рассматривает К. Андреев в своей книге «Три жизни Жюля Верна». По произведениям первого периода творчества, когда наряду с романами «Пять недель на воздушном шаре» (1862), «Приключения капитана Гаттераса» (1867) и другими Ж. Верн написал замечательную трилогию: «Дети капитана Гранта» (1868), «20 000 лье под водой» (1870) и «Таинственный остров» (1874),-можно судить и о социальных идеях писателя, и о его творческой манере.
Главное, что объединяет серию романов «Необычайные путешествия»,- это люди: их благородство, свободолюбие и обширные знания, благодаря которым они совершают чудеса. Некоторые герои (капитан Немо, Айртон, Роберт Грант) переходят из одного романа в другой, что углубляет образы, способствует заострению фабулы романов. Мастерство Ж. Верна в построении «интригующей, захватывающей фабулы» высоко ценил Л. Толстой.
В «Детях капитана Гранта» герои путешествуют по трем океанам, разыскивая неизвестно где потерпевшего кораблекрушение шотландского патриота – капитана Гранта. Капитан Грант отправился на поиски острова, куда могли бы переселиться шотландцы, тем самым освободившись от владычества Англии. Интрига завязывается сразу в виде загадки, тайны, к разгадке которой взволнованный читатель то приближается, то эта возможность внезапно ускользает от него. Борьба с препятствиями и опасностями требует величайшего напряжения, однако возможность победы заложена в характерах героев. В романе широко развернута картина природы и жизни людей в различных частях света. Вызывает негодование жестокая эксплуатация, тяготы порабощенных народов. Свободолюбивые убеждения писателя, а также влияние на него идей социалистов-утопистов налицо в этом романе, как и во многих других. Симпатии к угнетенным народам писатель выражает по-разному: то рассказывая об их ужасной судьбе, то создавая такие выразительные образы, как образ индейца Талькавы, мальчика Толине и других.
В большинстве случаев путешественников выручает ученый-географ Паганель. Для него природа всех стран, люди, их нравы, обычаи – открытая книга. Его осведомленность во всех областях географии поистине великолепна.
Паганель – один из наиболее удавшихся Ж. Верну образов. Отзывчивый, добродушный, веселый, остроумный, он пользуется неизменной любовью своих спутников.
«20 000 лье под водой» – вторая часть трилогии – одно из самых блестящих произведений романиста. Научная фантастика, опирающаяся на реальную сущность явлений, романтические черты героя-ученого, чудо «Наутилус» – его творение, само по себе захватывающее внимание, равнины подводного мира, гигантские леса, чудовищной величины животные, наконец, построение романа как непрекращающаяся разгадка тайны – все это воспринимается с неослабевающим интересом.
В романе в своеобразном единстве живут два героя: «Наутилус» с его по-сказочному «чудесными силами» (так капитан Немо называет электричество) и капитан Немо, образ которого многолик и загадочен. Гениальный ученый, властелин морских глубин, невидимый и неузнанный, он называет себя Немо, что значит «никто». Он топит английские военные корабли, и он же снабжает золотом восставших на Крите. Рискуя жизнью, спасает бедняка – ловца жемчуга, приняв на себя поединок со спрутом. «Это был индус, представитель угнетенного народа, а я до последнего вздоха буду защитником угнетенных». Эти слова и поступки, как и офорты в кабинете героя – портреты Костюшко, Боцариса, О’Коннеля, Вашингтона, Манина, Линкольна, Джона Брауна, приоткрывают несколько тайну капитана Немо, но полностью она в романе не раскрыта. Сам увлеченный образом Немо, Жюль Берн поведал о его судьбе лишь спустя 5 лет в «Таинственном острове». К концу своей жизни постаревший капитан, все еще сохраняя тайну, вызывает к себе обитателей «Таинственного острова», которых он, невидимый, не раз избавлял от смертельной опасности.
Отправить на email или скачать Сочинение на тему Проблематика произведений Ж. Верна можно с помощью кнопок
ниже.