Сочинение на тему Последний период творчества Джорджа Элиота
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение на тему Последний период творчества Джорджа Элиота.
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! К последнему периоду творчества Джордж Элиот относятся три романа — «Феликс Холт — радикал» (1866), «Миддлмарч» (1872) и «Даниэль Деронда» (1876). Здесь Элиот расширяет круг своих тем, изображает почти все слои английского общества, много места уделяет экономическим, юридическим, политическим вопросам.
В ранней юности Элиот была свидетельницей избирательной реформы 1832 года, затем перед ней прошли реформа 1867 года, значительно расширившая круг избирателей, и реформа 1872 года, установившая тайное голосование. Элиот была достаточно проницательна, чтобы увидеть, что эти реформы сами по себе не могли привести к существенным изменениям в общественном строе, не могли уничтожить общественное зло. «Меня всегда забавляет, — писала она в одном из писем к друзьям,— что люди, знакомые с практической жизнью, могут верить в уничтожение подкупа при помощи тайного голосования, может когда-нибудь исчезнуть благодаря простому внешнему установлению. Они с таким же успехом могли бы сказать, что наше женское тщеславие исчезнет от приказа, чтобы женщины носили войлочные шляпы и закрытые платья»\'.
Элиот видела, что область политики после каждой реформы продолжает оставаться сферой темных дельцов, беспринципных карьеристов, равнодушных чиновников. Политические уступки господствующих классов не вызывают у нее иллюзий. Отсюда критическое изображение избирательной борьбы в «Феликсе Холте» и в «Миддлмарче».
Действие романа «Феликс Холт — радикал» формально относится к 30-м годам XIX века, но, по существу, в нем отражен и опыт политической жизни позднейшего периода. Характерен образ буржуазного политикана Гарольда Трэнсома. Трэнсом — помещик, проникнутый духом стяжательства. Он уезжает на Восток и наживает есстояние финансовыми операциями. Пренебрегая традициями, он считает возможным взять себе в жены ра-быню. После ее смерти он делает предложение одной девушке не потому, что любит ее, а только потому, что в руках у нее — документы, дающие ей право отнять у Трэнсома его поместье.
Каков этот деляга в личной жизни, таков он и в политике. Род Трэнсомов всегда голосовал за тори, но Гарольд видит, что у тори пет будущего, и выступает как радикал. Его дядюшка, завзятый тори, рассматривает нот переход в другой лагерь как ловкий трюк, как продолжение новыми средствами наследственной борьбы с вигами, ибо Гарольд в качестве радикала соперничает с кандидатом вигов. Во время избирательной кампании он не брезгует подкупами, демагогическими посулами, спаиванием населения и рассчитывает использовать рабочие волнения для оно, чтобы пройти в парламент. Короче говоря, Трэнсом— типичный буржуазный политик, делец без чести и совести.
В «Миддлмарче» избирательная борьба изображена не более светлыми красками. В центре романа двойная неудача — реформатора в политике Уила Лэдислоу и реформатора в медицине доктора Лидгейта. Оба они искренне преданы своему делу, но оба терпят поражение, потому что у них нет своих средств и они вынуждены прибегать к помощи богатых людей, а тем самым всецело от них зависят. Молодой художник Лэдислоу решил заняться политикой, основал радикальную газету. Финансирует газету помещик Брук, который, выставив свою кандидатуру в парламент, вдруг заговорил хлесткими радикальными фразами. Брук очень удивился, когда газета противной партии обозвала его ретроградом. «Они не понимают значения слова, они, наверно, хотели сказать, что я разрушитель», — рассуждает он. Но газета знает, что пишет: «Если бы мы хотели изобразить ретрограда в самом гнусном значении этого слова, то нам достаточно было бы указать на человека, который требует реформ в нашей конституции, тогда как его собственное имение приведено им в страшный упадок; который под видом филантропии защищает мошенника, заслужившего виселицу, и в то же время хладнокровно смотрит, как пять честных фермеров его чуть не умирают с голода; который восстает против развращения нравов, а сам облагает тяжелым оброком своих арендаторов; который кричит до хрипоты, обличая «гнилые местечки», и не обращает никакого внимания на то, что в каждом поле его ферм стоят гнилые ворота. . .»
Все же Элиот не отвергает начисто деятельности, направленной на улучшение общественных условий. Ее положительные герои — Холт, Лэдислоу, Доротея Брук, Даниэль Деронда — посвящают все свои силы служению обществу. Но, в полном соответствии с политическим скептицизмом автора, почти все они разочаровываются в политической борьбе и возлагают надежды на нравственное перевоспитание человечества. Вместо того, чтобы грязной, продажной практике буржуазных политиканов противопоставить подлинно революционную политику, Элиот совсем отказывается от политики, и это снижает значение созданных ею положительных образов.
Трэнсому Элиот противопоставляет Феликса Холта, которого она считает настоящим радикалом. Холт не принадлежит к представителям господствующих классов, которые из корыстных соображений заигрывают с радикализмом. Он сочувствует беднякам, потому что и сам беден. Он не хочет разбогатеть, не хочет даже учиться,, закончить образование и стать врачом, чтобы не оторваться от родного класса. Радикализм Холта вырастает из идейных побуждений, и все сочувствие автора на его стороне. Как обычно бывает у Элиот, это выражено и в сюжетном повороте: невеста Гарольда Трэнсома Эстер разочаровывается в нем, отказывается от его предложения и от своих прав на поместье и соединяется с Феликсом Холтом, чтобы разделить с ним бедную трудовую жизнь.
Характер Холта не лишен противоречий. Он проявляет необычайную принципиальную суровость к женским прихотям Эстер, например, к ее стремлению хорошо одеваться, и в то же время очень добродушно относится к своим политическим противникам. Лесли Стивен правильно замечает, что Феликс Холт вызывал бы большее уважение читателей, будь он суровее к врагам и снисходительней к причудам хорошенькой женщины.
Но самое уязвимое место во взглядах и поведении Холта — его отношение к рабочему вопросу. Он всячески сочувствует рабочим, проводит много вечеров, беседуя с ними за кружкой пива, но эта его деятельность не имеет политического характера.
Феликс Холт возмущен обычной практикой подкупа и спаивания избирателей, в частности рабочих, но делает отсюда совершенно неправильный вывод, что рабочим вообще надо держаться в стороне от грязного дела выборов. Действие романа происходит через год после введения избирательного закона 1832 года. По этому закону рабочие не получали права голоса. Но все же их настроение и поведение могло влиять на ход выпоров.
У Элиот получается странная картина: «плохой» радикал Трэнсом не пренебрегает агитацией среди рабочих, в результате этой агитации в день выборов происходят рабочие волнения: углекопы вытаскивают на улицу владельца копей, а затем идут громить помещичью усадьбу. «Хороший» радикал Холт — против привлечения рабочих к политике. Увидев, что выступление рабочих неизбежно, пи встает во главе толпы только для того, чтобы ее «обезвредить». По его распоряжению шахтовладельца не убивают, а привязывают к столбу, и Холт уводит толпу, чтобы того могли отвязать и увезти домой. Холт сперва попадает в тюрьму, как зачинщик беспорядков, но ему удается доказать, что он присоединился к рабочим лишь для того, чтобы помешать им, и все помещики округа посылают прошение о помиловании Холта.
Таким образом, у Элиот идеальным героем оказывается радикал, который в решающую минуту ведет себя как типичный либерал, возглавляет борьбу рабочих только для того, чтобы верней ее обезглавить.
Отправить на email или скачать Сочинение на тему Последний период творчества Джорджа Элиота можно с помощью кнопок
ниже.